Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Недавно Бразилия считалась одним из наиболее перспективных рынков стальной продукции



Виталий ШИМКОВИЧ
Недавно Бразилия, даже несмотря на глобальный экономический кризис, считалась одним из наиболее перспективных рынков стальной продукции в мире.
Благодаря огромным запасам качественной железной руды эта страна рассматривалась многими компаниями как одно из наиболее подходящих мест для строительства новых меткомбинатов. С 2007 по 2011 год в стране было анонсировано около десятка проектов строительства новых и расширения производительности действующих предприятий совокупной мощностью более 35 млн. тонн в год.
Однако в последнее время спрос на стальную продукцию в самой Бразилии сократился, ухудшилась и конъюнктура на мировом рынке. В результате бразильский металлургический сектор утратил свою былую привлекательность. Германская компания ThyssenKrupp, первая реализовавшая проект в Бразилии, уже несколько недель ищет покупателей на свой новенький комбинат CSA производительностью 3 млн. тонн слябов в год. На прошлой неделе, по данным СМИ, список потенциальных покупателей пополнился двумя ведущими китайскими металлургическими компаниями ‒ Baosteel и Hebei Steel. Правда, официально об интересе к приобретению предприятия не заявил никто из них. Не подтверждаются пока и слухи, связывающие будущее CSA с корейской корпорацией Posco или бразильской CSN.
Тем временем под вопросом оказался еще один перспективный бразильский проект ‒ совместное строительство интегрированного меткомбината мощностью 5 млн. тонн в год в штате Рио-де-Жанейро, о котором еще в 2010 году заключили соглашение китайская Wuhan Steel и бразильская промышленная группа EBX, возглавляемая самым богатым человеком страны Эйком Батистой. По данным ведущей китайской деловой газеты 21st Century Business Herald, закрыть проект ориентировочной стоимостью 5 млрд. долларов предложила китайская сторона, которой принадлежит 70% акций. Партнерам так и не удалось найти надежный источник поставок коксующегося угля, а для обеспечения предприятия железной рудой надо проложить железнодорожную линию длиной 300 км, что очень удорожает проект. Wuhan Steel, правда, объявила, что проект не отменен, а только отложен, но затруднилась ответить, как долго еще будет определяться его целесообразность.
Индийская компания JSW Steel успешно завершила “нулевой цикл” своего мегапроекта ‒ металлургического комбината на 10 млн. тонн в год в штате Западная Бенгалия. Компания получила все разрешения и даже выкупила землю под строительство, что само по себе является исключительно сложной задачей. В октябре должны начаться работы в рамках первой стадии проекта, в которую входят аглофабрика, доменная печь на 3 млн. тонн чугуна в год, конвертерный цех и мощности по производству длинномерного проката. Ввод в строй этого предприятия запланирован на вторую половину 2015 года.
“Бенгальский проект” JSW Steel разрабатывался на фоне проблем головного предприятия компании в штате Карнатака. В августе прошлого года Верховный Суд Индии вынес вердикт о приостановке добычи железной руды на ряде предприятий штата, так как она осуществлялась без необходимых лицензий. С тех пор комбинат JSW Steel производительностью 10 млн. тонн в год находился на голодном сырьевом пайке и был вынужден сократить выпуск по меньшей мере на 20-25%. Только в начале июля текущего года судебный запрет был наконец снят, и 8 ГОКов в Карнатаке могут снова приступить к работе. Руководство JSW Steel теперь обещает, что комбинат снова выйдет на полную производственную мощность в сентябре.
На улучшение рыночной конъюнктуры в начале осени рассчитывают и на сербском металлургическом комбинате Zelezara Smederevo, который весной этого года был выкуплен сербским правительством у американской US Steel за символическую сумму в один доллар, а теперь снова выставлен на торги. Одним из претендентов на предприятие является украинская группа “Донецксталь”. Из-за неблагоприятной конъюнктуры руководство ZS приняло решение об остановке по меньшей мере до сентября второй доменной печи комбината (работа первой была прекращена еще в прошлом году). Впрочем, сербы все же надеются, что новый собственник, приход которого ожидается в октябре, сможет вдохнуть жизнь в комбинат.
Остановка по требованию
На мировом рынке стали спад постепенно сменяется стабилизацией. Спрос падает в силу сезонных факторов, так что производители больше не видят возможности стимулировать продажи посредством понижения цен. К тому же многие компании и так находятся в сложном финансовом положении.
Котировки продолжают опускаться только в Восточной Азии, где металлургам никак не удается сбалансировать спрос и предложение. Основную дестабилизирующую роль играют, пожалуй, китайские компании, упрямо не желающие сворачивать выпуск. По мнению аналитиков, крупные комбинаты не хотят уменьшать объем производства, чтобы и далее получать максимальную экономию на масштабах. Кроме того, металлурги рассчитывают на подъем в начале осени, когда правительство в соответствии с общими ожиданиями все-таки прибегнет к реальным мерам по поддержке экономического роста путем стимулирования внутреннего потребления.
В начале июля стоимость китайских горячекатаных рулонов сократилась до 580-590 долларов за тонну FOB, примерно на таком же уровне находится и толстолистовая сталь. В то же время сбавили цены и производители из других азиатских стран, ранее пытавшиеся удерживать котировки от спада. Японские, корейские и тайванские горячекатаные рулоны подешевели до 600-615 долларов за тонну FOB, причем вероятно, что в дальнейшем поставщикам придется пойти на новые уступки.
Не прекратился спад и на азиатском рынке длинномерного проката. Стоимость этой продукции на внутреннем рынке Китая сократилась до самого низкого уровня за последние два года, а экспортные цены на китайскую катанку упали до 580-595 долларов за тонну FOB. В результате азиатским поставщикам пришлось сбросить экспортные котировки на арматуру до 630 долларов за тонну FOB и менее, а цены на заготовки в регионе, как правило, не превышают 600-620 долларов за тонну CFR.
На Ближнем Востоке длинномерный прокат относительно стабилен. Производители заготовок в странах СНГ зафиксировали цены на уровне 550-555 долларов за тонну FOB, но удержаться на нем будет нелегко из-за приближающегося Рамадана. Правда, турецкие поставщики арматуры отмечают, что спрос на их продукцию несколько улучшился благодаря низким ценам. При 615-625 долларах за тонну FOB ее охотно приобретают в Саудовской Аравии и Ираке, хотя покупатели из ОАЭ и Египта пошли на попятную из-за понижения внутренних цен.
На ближневосточном рынке плоского проката пока тихо, цены не меняются с середины июля. Украинские и российские горячекатаные рулоны котируются на уровне 540-560 долларов за тонну FOB, хотя сделок очень мало. Несколько улучшилась ситуация и в Европе. Местным компаниям так и не удалось добиться повышения цен, но по крайней мере горячий прокат стоимостью от 475-485 евро за тонну EXW в Италии до 510 евро за тонну и более в Германии и Нидерландах все-таки пользуется определенным спросом.
Индийский фактор
На прошлой неделе спотовый рынок железной руды сохранял стабильность при относительно низком спросе на сырье со стороны китайских компаний. Тем не менее котировки 63,5%-ного индийского концентрата все-таки прибавили 1 доллар за тонну до около 138-139 долларов за тонну CFR Китай.
Этот незначительный, но всё же рост произошел вопреки сохраняющейся неблагоприятной обстановке на китайском рынке стали. В начале июля металлургические компании продолжали снижать цены на свою продукцию и поэтому ограничивали закупки относительно дорогостоящего сырья. Тем не менее трейдеры ориентируются не на сегодняшний, а на завтрашний день. В этом квартале в Китае прогнозируется долгожданное ускорение экономического роста, включающее в себя и расширение потребления стали благодаря стимулирующим мероприятиям китайского правительства.
Кроме того, в конце июня ‒ начале июля на мировом товарном рынке произошло общее повышение котировок благодаря решению вопроса с поддержкой проблемных банков в Европе. Теперь они будут получать при необходимости помощь из централизованных фондов Евросоюза и не станут “нагружать” своими обязательствами государственные бюджеты.
Еще один фактор, который, очевидно, учитывается участниками мирового рынка железной руды, ‒ это сокращение поставок из Индии. По прогнозам американского инвестиционного банка Morgan Stanley, индийский экспорт ЖРС в текущем году может сократиться до 41 млн. тонн по сравнению с 68 млн. тонн в прошлом году и рекордными 114 млн. тонн в 2009-том. Если эта оценка верна, то Индия впервые за много лет окажется вытесненной из первой тройки экспортеров железной руды (имеются в виду только морские поставки) Южной Африкой, которая, как ожидается, отправит в этом году на продажу 53 млн. тонн сырья.
Добыча железной руды в Индии в 2011-2012 финансовом году (апрель-март) и в самом деле сократилась до немногим менее 170 млн. тонн по сравнению с 208 млн. тонн годом ранее из-за бескомпромиссной борьбы правительства с незаконной разработкой месторождений полезных ископаемых, а администраций штатов ‒ с вывозом ценных минеральных ресурсов за пределы страны. Впрочем, в дальнейшем в отрасли должен возобновиться рост. В частности, крупнейшая индийская железорудная компания NMDC объявила, что инвестирует в ближайшие пять лет 6 млрд. долларов в расширение мощностей, которые к 2016-2017 финансовому году достигнут более 55 млн. тонн в год по сравнению с нынешними 28 млн. тонн.
Укррудпром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1772.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru