Недавно Бразилия считалась одним из наиболее перспективных рынков стальной продукции



Виталий ШИМКОВИЧ
Недавно Бразилия, даже несмотря на глобальный экономический кризис, считалась одним из наиболее перспективных рынков стальной продукции в мире.
Благодаря огромным запасам качественной железной руды эта страна рассматривалась многими компаниями как одно из наиболее подходящих мест для строительства новых меткомбинатов. С 2007 по 2011 год в стране было анонсировано около десятка проектов строительства новых и расширения производительности действующих предприятий совокупной мощностью более 35 млн. тонн в год.
Однако в последнее время спрос на стальную продукцию в самой Бразилии сократился, ухудшилась и конъюнктура на мировом рынке. В результате бразильский металлургический сектор утратил свою былую привлекательность. Германская компания ThyssenKrupp, первая реализовавшая проект в Бразилии, уже несколько недель ищет покупателей на свой новенький комбинат CSA производительностью 3 млн. тонн слябов в год. На прошлой неделе, по данным СМИ, список потенциальных покупателей пополнился двумя ведущими китайскими металлургическими компаниями ‒ Baosteel и Hebei Steel. Правда, официально об интересе к приобретению предприятия не заявил никто из них. Не подтверждаются пока и слухи, связывающие будущее CSA с корейской корпорацией Posco или бразильской CSN.
Тем временем под вопросом оказался еще один перспективный бразильский проект ‒ совместное строительство интегрированного меткомбината мощностью 5 млн. тонн в год в штате Рио-де-Жанейро, о котором еще в 2010 году заключили соглашение китайская Wuhan Steel и бразильская промышленная группа EBX, возглавляемая самым богатым человеком страны Эйком Батистой. По данным ведущей китайской деловой газеты 21st Century Business Herald, закрыть проект ориентировочной стоимостью 5 млрд. долларов предложила китайская сторона, которой принадлежит 70% акций. Партнерам так и не удалось найти надежный источник поставок коксующегося угля, а для обеспечения предприятия железной рудой надо проложить железнодорожную линию длиной 300 км, что очень удорожает проект. Wuhan Steel, правда, объявила, что проект не отменен, а только отложен, но затруднилась ответить, как долго еще будет определяться его целесообразность.
Индийская компания JSW Steel успешно завершила “нулевой цикл” своего мегапроекта ‒ металлургического комбината на 10 млн. тонн в год в штате Западная Бенгалия. Компания получила все разрешения и даже выкупила землю под строительство, что само по себе является исключительно сложной задачей. В октябре должны начаться работы в рамках первой стадии проекта, в которую входят аглофабрика, доменная печь на 3 млн. тонн чугуна в год, конвертерный цех и мощности по производству длинномерного проката. Ввод в строй этого предприятия запланирован на вторую половину 2015 года.
“Бенгальский проект” JSW Steel разрабатывался на фоне проблем головного предприятия компании в штате Карнатака. В августе прошлого года Верховный Суд Индии вынес вердикт о приостановке добычи железной руды на ряде предприятий штата, так как она осуществлялась без необходимых лицензий. С тех пор комбинат JSW Steel производительностью 10 млн. тонн в год находился на голодном сырьевом пайке и был вынужден сократить выпуск по меньшей мере на 20-25%. Только в начале июля текущего года судебный запрет был наконец снят, и 8 ГОКов в Карнатаке могут снова приступить к работе. Руководство JSW Steel теперь обещает, что комбинат снова выйдет на полную производственную мощность в сентябре.
На улучшение рыночной конъюнктуры в начале осени рассчитывают и на сербском металлургическом комбинате Zelezara Smederevo, который весной этого года был выкуплен сербским правительством у американской US Steel за символическую сумму в один доллар, а теперь снова выставлен на торги. Одним из претендентов на предприятие является украинская группа “Донецксталь”. Из-за неблагоприятной конъюнктуры руководство ZS приняло решение об остановке по меньшей мере до сентября второй доменной печи комбината (работа первой была прекращена еще в прошлом году). Впрочем, сербы все же надеются, что новый собственник, приход которого ожидается в октябре, сможет вдохнуть жизнь в комбинат.
Остановка по требованию
На мировом рынке стали спад постепенно сменяется стабилизацией. Спрос падает в силу сезонных факторов, так что производители больше не видят возможности стимулировать продажи посредством понижения цен. К тому же многие компании и так находятся в сложном финансовом положении.
Котировки продолжают опускаться только в Восточной Азии, где металлургам никак не удается сбалансировать спрос и предложение. Основную дестабилизирующую роль играют, пожалуй, китайские компании, упрямо не желающие сворачивать выпуск. По мнению аналитиков, крупные комбинаты не хотят уменьшать объем производства, чтобы и далее получать максимальную экономию на масштабах. Кроме того, металлурги рассчитывают на подъем в начале осени, когда правительство в соответствии с общими ожиданиями все-таки прибегнет к реальным мерам по поддержке экономического роста путем стимулирования внутреннего потребления.
В начале июля стоимость китайских горячекатаных рулонов сократилась до 580-590 долларов за тонну FOB, примерно на таком же уровне находится и толстолистовая сталь. В то же время сбавили цены и производители из других азиатских стран, ранее пытавшиеся удерживать котировки от спада. Японские, корейские и тайванские горячекатаные рулоны подешевели до 600-615 долларов за тонну FOB, причем вероятно, что в дальнейшем поставщикам придется пойти на новые уступки.
Не прекратился спад и на азиатском рынке длинномерного проката. Стоимость этой продукции на внутреннем рынке Китая сократилась до самого низкого уровня за последние два года, а экспортные цены на китайскую катанку упали до 580-595 долларов за тонну FOB. В результате азиатским поставщикам пришлось сбросить экспортные котировки на арматуру до 630 долларов за тонну FOB и менее, а цены на заготовки в регионе, как правило, не превышают 600-620 долларов за тонну CFR.
На Ближнем Востоке длинномерный прокат относительно стабилен. Производители заготовок в странах СНГ зафиксировали цены на уровне 550-555 долларов за тонну FOB, но удержаться на нем будет нелегко из-за приближающегося Рамадана. Правда, турецкие поставщики арматуры отмечают, что спрос на их продукцию несколько улучшился благодаря низким ценам. При 615-625 долларах за тонну FOB ее охотно приобретают в Саудовской Аравии и Ираке, хотя покупатели из ОАЭ и Египта пошли на попятную из-за понижения внутренних цен.
На ближневосточном рынке плоского проката пока тихо, цены не меняются с середины июля. Украинские и российские горячекатаные рулоны котируются на уровне 540-560 долларов за тонну FOB, хотя сделок очень мало. Несколько улучшилась ситуация и в Европе. Местным компаниям так и не удалось добиться повышения цен, но по крайней мере горячий прокат стоимостью от 475-485 евро за тонну EXW в Италии до 510 евро за тонну и более в Германии и Нидерландах все-таки пользуется определенным спросом.
Индийский фактор
На прошлой неделе спотовый рынок железной руды сохранял стабильность при относительно низком спросе на сырье со стороны китайских компаний. Тем не менее котировки 63,5%-ного индийского концентрата все-таки прибавили 1 доллар за тонну до около 138-139 долларов за тонну CFR Китай.
Этот незначительный, но всё же рост произошел вопреки сохраняющейся неблагоприятной обстановке на китайском рынке стали. В начале июля металлургические компании продолжали снижать цены на свою продукцию и поэтому ограничивали закупки относительно дорогостоящего сырья. Тем не менее трейдеры ориентируются не на сегодняшний, а на завтрашний день. В этом квартале в Китае прогнозируется долгожданное ускорение экономического роста, включающее в себя и расширение потребления стали благодаря стимулирующим мероприятиям китайского правительства.
Кроме того, в конце июня ‒ начале июля на мировом товарном рынке произошло общее повышение котировок благодаря решению вопроса с поддержкой проблемных банков в Европе. Теперь они будут получать при необходимости помощь из централизованных фондов Евросоюза и не станут “нагружать” своими обязательствами государственные бюджеты.
Еще один фактор, который, очевидно, учитывается участниками мирового рынка железной руды, ‒ это сокращение поставок из Индии. По прогнозам американского инвестиционного банка Morgan Stanley, индийский экспорт ЖРС в текущем году может сократиться до 41 млн. тонн по сравнению с 68 млн. тонн в прошлом году и рекордными 114 млн. тонн в 2009-том. Если эта оценка верна, то Индия впервые за много лет окажется вытесненной из первой тройки экспортеров железной руды (имеются в виду только морские поставки) Южной Африкой, которая, как ожидается, отправит в этом году на продажу 53 млн. тонн сырья.
Добыча железной руды в Индии в 2011-2012 финансовом году (апрель-март) и в самом деле сократилась до немногим менее 170 млн. тонн по сравнению с 208 млн. тонн годом ранее из-за бескомпромиссной борьбы правительства с незаконной разработкой месторождений полезных ископаемых, а администраций штатов ‒ с вывозом ценных минеральных ресурсов за пределы страны. Впрочем, в дальнейшем в отрасли должен возобновиться рост. В частности, крупнейшая индийская железорудная компания NMDC объявила, что инвестирует в ближайшие пять лет 6 млрд. долларов в расширение мощностей, которые к 2016-2017 финансовому году достигнут более 55 млн. тонн в год по сравнению с нынешними 28 млн. тонн.
Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1772.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru