В ближайшие 10 лет роль Азии в мировой торговле будет возрастать. Объём прямых иностранных потоков, происходящих из девяти быстрорастущих стран Восточной и Юго-Восточной Азии, достигнет 400 млрд. долларов США к 2020 году, такой вывод содержится в новом исследовании «За пределами Азии: стратегия, обеспечивающая экономический рост» (Beyond Asia: strategies to support the quest for growth), подготовленном компанией «Эрнст энд Янг». В рамках исследования опрошено 600 руководителей организаций, расположенных в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Девять быстрорастущих рынков, рассмотренных в исследовании, включают в себя: Сингапур, Малайзию, Тайвань, Республику Корею, Таиланд, Индонезию, Гонконг (КНР), Вьетнам и материковый Китай (КНР). Трудно переоценить значение прямых иностранных потоков, формирующих новые сферы конкуренции, новое поколение глобальных компаний, изменяющих структуру торговых потоков как внутри региона, так и за его пределами.
Лу Паньютти, управляющий партёр «Эрнст энд Янг» в АТР, отметил: «Глобальная экспансия азиатских компаний сталкиваются с вызовами. Для её успешного осуществления необходимы значительные изменения организационной структуры, процессов управления высококвалифицированными специалистами и принятия решений, при этом возникнут трудности, связанные с реализацией таких изменений. Кроме того, особенности политической, нормативной и культурной среды способны создавать трудности при осуществлении амбициозных планов развития».
В отчёте сделан вывод о том, что критически важные стратегические различия между азиатскими компаниями определяются степенью их интернационализации: ведущие достаточно крупный бизнес на одном или нескольких неазиатских рынках (глобально ориентированные компании) решают проблемы роста иначе, чем компании, действующие на региональном рынке (регионально ориентированные, т.е. ориентированные на азиатский рынок).
В силу каких причин, и в каких странах/регионах азиатские компании осуществляют экспансию?
Азиатские компании рассматривают новые рынки не только как возможность расширения клиентской базы, но и как способ получения доступа к новым технологиям и возможностям. Исходя из этого, они определяют направления действий. В группе глобально ориентированных компаний 42% считают КНР страной, открывающей наилучшую возможность роста, за ней идут Индия (33%), Индонезия (29%), Вьетнам (25%), страны Ближнего Востока и Северной Африки (24 процента), Бразилия (24%). Регионально ориентированные компании наиболее перспективными для себя считают страны Западной Европы (32%), за которыми следуют страны Ближнего Востока и Северной Африки (28%), Бразилия (20%), Россия (18%) и страны Восточной Европы (15%). В группе регионально ориентированных компаний инвестиции в девять быстрорастущих стран Азии и Юго-Восточной Азии чрезвычайно низкие.
Экспансия на развитых рынках
Если азиатские компании ставят перед собой цель инвестировать в развитые рынки, то побудительные мотивы, как для региональных, так и глобальных компаний бывают сложными и многогранными. При этом основное значение придаётся таким факторам, как получение доступа к новым технологиям и каналам распределения. В группе глобально ориентированных компаний опрошенные руководители выделили следующие основные преимущества экспансии на развитом рынке: увеличение клиентской базы и (или) объёма реализации (40%), получение доступа к новым технологиям или инновациям (39%), новым каналам распределения (31%), удовлетворение существующего спроса на товары и услуги (29%) и распределение рисков между разными рынками (25%).
В группе регионально ориентированных компаний опрошенные руководители выделили следующие три основные преимущества выхода на развитые рынки: получение доступа к высококвалифицированным специалистам (41%), природным ресурсам и (или) полезным ископаемым (40%), недорогой рабочей силе (39%).
Экспансия на быстрорастущих рынках
Большинство (66%) руководителей в группе глобально ориентированных компаний считают основным преимуществом экспансии на быстрорастущем рынке приобретение новых клиентов и (или) увеличение объёма реализации. К другим преимуществам отнесены: удовлетворение существующего спроса на товары и услуги (34%), получение доступа к новым каналам распределения (34%), недорогой рабочей силе (25%). В группе регионально ориентированных компаний основными преимуществами считаются удовлетворение существующего спроса на товары и услуги (38%), получение доступа к новым каналам распределения (36%), новым клиентам и (или) увеличение объёма реализации (35%).
Какая стратегия экспансии используется в настоящее время?
Как правило, компании следуют траектории экспансии, постепенно увеличивающей их присутствие на новых рынках: от прямого экспорта они переходят к учреждению регионального представительства, занятого организацией продаж и распределения, после чего следует создание совместного предприятия или приобретение региональной компании. Согласно результатам исследования, как глобальные, так и региональные компании продолжают придавать большое значение региональным представительствам, прямому экспорту, франшизам или лицензиям на изучение новых рынков. Глобальные компании чаще региональных используют слияния и приобретения, учреждение партнёрств, альянсов, совместных предприятий для выхода на новые рынки, что объясняется хорошим знанием разных региональных рынков.
Азиатские компании, следующие крутой траектории роста, тоже сталкиваются с многочисленными дилеммами. В исследовании обозначены четыре основных вызова: перенос звеньев цепочки формирования добавленной стоимости может приводить к эрозии основного преимущества, связанного с низкими затратами; в особенностях местных рынков непросто разобраться и также непросто их контролировать; руководителям компаний во многих случаях не хватает международного опыта при том, что международная экспансия требует от компаний развития инфраструктуры и новых функций.
Преодоление вызовов
Говорит Л. Паньютти: «К счастью, вызовы, с которыми сталкиваются азиатские компании, можно преодолеть. Глобально ориентированным компаниям необходимо создавать эффективные системы управления риском. Данные говорят о том, что компании с развитой системой управления риском способны добиваться лучших финансовых показателей чем конкуренты. Кроме того, для обеспечения рентабельности инвестиций необходимо внимательное отношение к процессам. Руководителям следует приступить к формированию многогранной корпоративной культуры, учитывающей разнообразие клиентской базы, а также определить, какие решения следует принимать на глобальном и региональном уровнях».
«Регионально ориентированным компаниям необходимо готовиться к росту конкуренции, а также уделять больше внимания развитию способности к осуществлению международной экспансии. Для формирования эффективной цепочки поставок необходимо внесение изменений в организационную структуру, обеспечивающих большую региональную автономию при соблюдении установленных параметров и создании системы управления риском. В завершение, целесообразное использование глобальных ресурсов позволит этим компаниям сохранять конкурентоспособность на международном рынке».