В июне продажи автомобилей в России выросли до 272,1 тыс. единиц, что стало лучшим показателем с докризисного июля 2008 года. Впрочем, несмотря на то что в целом за первое полугодие продажи выросли на 14%, до 1,41 млн машин, эксперты уверены, что ресурсы для дальнейшего роста рынка практически исчерпаны.
Как подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые шесть месяцев текущего года на российском рынке было продано 1,41 млн автомобилей, что на 14% больше, чем годом ранее. В июне текущего года было реализовано 272,1 тыс. автомобилей, что на 10% превышает показатель июля 2011 года. Это наилучший результат начиная с докризисного июля 2008 года, отмечают в АЕБ. «Совокупный объем продаж за первое полугодие вышел на новый рекорд четырехлетнего периода. В то же время мы продолжаем наблюдать замедление темпов роста, как в годовом исчислении, так и в сравнении с предыдущими месяцами», — комментирует и.о. председателя АЕБ Йорг Шрайбер.
На фоне общего роста ряд производителей показали падение продаж. В частности, в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение наблюдалось у АвтоВАЗа (на 18%), Hyundai и Ford (-1%), Daewoo (-2%), Peugeot (-4%). При этом на 12% (до 9515 машин) снизились продажи самой популярной иномарки Hyundai Solaris. В компании объясняют это ограничением производственных мощностей, а не падением спроса. «Падение по некоторым маркам связано с тем, что рынок достиг уровня насыщения, своего потолка. Факторов для дальнейшего роста сейчас нет, потому в июле-августе продажи ожидаются на уровне июня. Возможно даже небольшое падение. В дальнейшем динамика рынка будет зависеть от макроэкономических факторов. Если кризисные явления не будут прогрессировать, продажи будут стабильны, в противном случае можно ожидать резкого падения», — рассуждает гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Российские дилеры отмечают, что иностранные автопроизводители стремительно отвоевывают долю у российских автокомпаний. «По итогам первого полугодия текущего года рост продаж новых иномарок составил 25%, в то время как продажи российских брендов снизились на 9%. Доля иномарок в общем объеме продаж составила 75%, что больше результатов прошлого года на 6% (по итогам 2011 года — 69%), — лишнее подтверждение того, что иномарки вытесняют российские бренды на рынке», — отмечает главный управляющий директор розничного подразделения «Рольф» Татьяна Луковецкая. По ее словам, вытеснение происходит за счет иномарок «бюджетного» сегмента. Тем не менее на АвтоВАЗе уверены, что авторынок развивается по запланированному сценарию. «Ситуация на автомобильном рынке России в первом полугодии развивается в соответствии с базовым сценарием, оправдывая тем самым прогнозы ключевых игроков. Существенных отклонений нет», — считает директор по внешним связям завода Игорь Буренков.
Участники рынка уверены, что темпы роста продаж будут замедляться и дальше, но в целом по итогам года показатели рынка окажутся выше, чем в 2011 году. «Мы смотрим на рынок осторожно и свой прогноз на текущий год оставляем прежним — порядка 2,8 млн автомобилей, из которых 2,09 млн придется на новые иномарки», — считает Татьяна Луковецкая. Как отмечает г-н Шрайбер, «АЕБ ожидает увидеть большую консолидацию во второй половине года, так как рынок уверенно движется к годовым показателям продаж в более чем 2,8 млн».