Михаил Подвязников, гендиректор Обухов­ского завода: «Я всегда помню, что у России есть только два союзника — армия и флот»



Обуховский завод за свою почти полуторавековую историю прошел путь от поставщика пушек для легендарного крейсера «Аврора» до производителя новейших систем противовоздушной обороны С-400. Сейчас у завода новый этап развития: к 2015 году на его базе будет создан технопарк, который объединит пять петербургских оборонных предприятий, входящих в концерн «Алмаз-Антей». О проекте модернизации завода корреспонденту РБК daily СЕРГЕЮ СТАРИКОВУ рассказал гендиректор ГОЗ Обухов­ский завод МИХАИЛ ПОДВЯЗНИКОВ.
— Для вас сейчас главный проект — обновление производственной площадки и создание в Санкт-Петербурге Северо-Западного регионального центра концерна ПВО «Алмаз-Антей». Есть ли уже покупатели на освобождающиеся площади оборонных предприятий?
— Освобождаемые площади будут продаваться. Интересанты есть, но мы этот вопрос не активизируем, так как деньги на строительство (в виде кредитов под гарантии концерна) у нас есть. Мы хотим дорого продать площади. Всего высвобождается около 60 га. Это промышленные зоны, и для того чтобы их перевести под гражданское строительство, нужно оформить соответствующие документы. Мы активно занимаемся проектом перепланировки территории, чуть позже будет понятно, сколько мы сможем выручить денег. У нас подписано соглашение с Санкт-Петербургом о стратегическом партнерстве, и местный Фонд имущества заинтересовался нашим проектом, будет помогать в реализации земельных участков.
— А когда нужно будет вернуть деньги?
— Через пять-семь лет. Весь проект оценивается в 15 млрд руб., его финансирование полностью идет из внебюджетных источников, на заемные сред­ства. Под гарантии государства и концерна на строительство технопарка выделен кредит ВТБ. Все работы должны быть завершены до 2015 года. Сейчас из 15 млрд руб. использованы 3,5 млрд, еще на 2,5 млрд куплено новое оборудование. Причем закупки нового оборудования в кредит ВТБ не входят. Они идут вне этих 15 млрд руб.
— Продать дороже — это за сколько? Почему сейчас нельзя продавать?
— Кто сейчас будет покупать, если заводы еще не переехали? Инвесторы скажут: «Хорошо, мы готовы купить, но за рубль». Сейчас оценка составляет приблизительно 10 млрд руб. Но мы хотим выручить больше и считаем, что такая возможность есть. Например, на Васильев­ском острове, где находится одна из площадок в 14 га, там нет ограничений по этажности. Это прекрасное место. Участок был оценен в 3,5 млрд руб. Я надеюсь, что мы выручим больше.
— Есть ли четкий график перевода предприятий на новые площадки и продажи активов?
— В середине 2013 года нам надо полностью переместить Обуховский завод. К этому же времени окончательно переедет Завод электротехнического оборудования (ЗРТО), затем Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ). А что касается двух других предприятий, то это 2014—2015 годы.
— При переезде не боитесь растерять часть коллектива?
— Полностью исключить то, что некоторые не захотят работать на новой площадке, нельзя. Но, по моим подсчетам, таких будет немного. Здесь создаются другие условия труда. Заработная плата совсем неплохая, и с переездом она повысится. Кроме всего прочего, мы пустили автобусы, решив вопрос доставки от метро. Работникам создаем все условия, которые требует закон: от комнат для приема пищи до душевых и современных санузлов. Конечно, численность различных вспомогательных служб сократится. Например, служба главного инженера и охрана будут в единственном экземпляре — на все предприятия. То же касается и обеспечивающих, и вспомогательных подразделений. При строительстве создаются новые производственные цепочки — от получения металла до выхода изделия. Оптимизация позволит значительно снизить накладные расходы. Плюс резкое повышение производительности труда. Соответ­ственно, снизится себестоимость продукции. Более того, резко повышается ее качество, и самое главное — обеспечивается готовность к выпуску техники нового поколения. Директора предприятий освободятся от ненужной нагрузки. Главной их задачей станет выпуск продукции. В целом ожидаем сокращения численности сотрудников около 20% от суммарной численности всех предприятий на данный момент.
— Расскажите о технике, которую производите.
— В основном это продукция военного назначения. Заводы работают в интересах РВСН, ВМФ, ПВО, Роскосмоса. Есть и гражданский сегмент — оборудование для атомной промышленности, системы управления воздушным движением, ГЛОНАСС.
— Какая доля производ­ства работает на оборонзаказ?
— На ЗРТО — 100%, на Обуховском заводе — 95%. Остальные предприятия, думаю, поменьше.
— Во многих странах мира подобный бизнес является частным...
— В этом есть резон. Но государство сначала должно выработать единую политику в отношении ВПК, а только потом передать предприятия в частные руки. Сейчас этой политики нет. Государство сделало первый шаг — создало вертикально интегрированные компании. Но заводы находятся в разных состояниях. Многие из них не способны выпускать современную технику. Деньги на масштабное перевооружение станочного парка никакой частник не даст — слишком велик необходимый объем. Как в этой ситуации быть? Государство должно изменить законодательство, чтобы позволить модернизировать ВПК до уровня ведущих мировых держав. Только тогда можно говорить о привлечении частного бизнеса.
— Есть ли план уменьшить зависимость от Минобороны?
— Мы бы очень хотели этого. Есть планы довести долю продукции гражданского или двойного назначения в суммарной выручке до 30%. Мы можем делать сложные механизмы. У нас есть опыт создания оборудования для строительной отрасли. Много лет мы занимались производством антенных установок для космических исследований. Сейчас у нас в проработке вопрос защитных сооружений для тоннелей. У нас очень сильная гидравлика. В принципе в наших планах постараться ее вывести на международный рынок. Почему нет?
— А насколько граждан­ская продукция будет конкурентоспособна?
— В России выпускается мало отечественной машиностроительной продукции, в основном все везут из-за границы. Поэтому в плане импортозамещения рынок колоссальный. Просто если вы все делаете на старых площадях, старыми механизмами, обрабатываете токарным станком, полученным еще по репарациям после Великой Отечественной войны, то продукция у вас будет такая дорогая, что никто ничего не купит. А если вы уже делаете на новом оборудовании и все на потоке идет, то продукт получится вполне конкурентоспособным.
— Во взаимоотношениях с Минобороны есть проблемы?
— На заводе располагается представительство заказчика — Минобороны. Его функции все время тасуются, меняются. То военные принимают цены, то не принимают. В работе руководствуются ГОСТами еще 70-х годов прошлого века… Для примера, по документам на пусковую установку этикетка клеится казеиновым клеем. Сейчас же есть самоклеющиеся — взял и наклеил. Нет, говорят военные, клейте казеиновым. Утопия. Но это реальные требования заказчика, потому что в ГОСТе так прописано. Бороться с этим на нашем уровне бесполезно.
— Какую рентабельность по своим контрактам закладывает Минобороны?
— Они закладывают 20%. Если на собственную работу 20% — это нормально, но на все, что надо вам купить, предусмотрен всего 1%. Этого не хватает, чтобы даже привезти купленное за свой счет. Поэтому мы берем кредиты, и неизбежно они уменьшают нашу рентабельность. Так, кстати, многие заводы довели до нищенского положения. Сейчас перешли к другой схеме финансирования, теперь предоплата от 80 до 100%. Так, когда завод ЗРТО заключил контракт с Мин­обороны, нам напрямую отдали 100% на два года. Зачастую иногда невозможно исполнять контракт, потому что ты понимаешь, что это принесет убыток. И здесь будет любой директор стоять в вопросе цены до конца. В такой ситуации лучше не быть директором, чем брать на себя ответственность, а потом разбираться с налоговыми органами. С другой стороны, понятно, что есть желание любого директора предприятия что-то завысить и потратить деньги на то же перевооружение. Нужны законы, по которым вся цепочка кооперации будет работать, даже частники. Такая система существует в других странах, и было бы целесообразно позаимствовать имеющийся опыт.
— Так если вы не справляетесь с контрактами, то Минобороны все может купить за границей? Уже даже президент летает на иностранных самолетах.
— А если вдруг что-то случится, вы будете оружие в другой стране покупать? У вас это стрелять не будет. Вы знаете, я всегда помню о том, что у России есть только два союзника — армия и флот. Это на самом деле так, нужно просто перечитывать иногда историю нашего государства. Мы так расположены, у нас такая территория, у нас такие природные богатства. С нами дружить никто не будет и никогда не дружил. Временные союзы, которые распадались, были. А желающих с нас что-нибудь содрать всегда было много. Да, конечно, хотелось быть в кооперации с кем-то и получать какие-то новые технологии. Но надо понимать, что есть вещи, например РВСН, наши системы ПВО, где не может быть импорта.
Обуховский завод , Подвязников , Алмаз-Антей
Обуховский завод был основан 16 мая 1863 года как Товарищество Обуховского сталелитейного завода.
По указу императора Александра III от 17 декабря 1885 года стал казенным предприятием. Основной продукцией предприятия было артиллерийское вооружение для военных судов и крепостей. В 1922 году завод был переименован в Петроградский государственный орудийный, оптический и сталелитейный завод «Большевик». 23 апреля 2002 года указом президента РФ Обуховский завод был передан в созданный концерн ПВО «Алмаз-Антей» и внесен в список 100 наиболее важных стратегических предприятий страны. Наряду с выпуском гражданской продукции для атомной энергетики, судостроения предприятие специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и обслуживании систем вооружений и военной техники. Выручка предприятия в 2011 году составила 2,4 млрд руб.
Михаил Подвязников родился 15 июля 1958 года в Ленинграде. Закончил Ленинградский технологический институт им. Ленсовета, доктор наук. В 2004 году стал советником гендиректора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» (Москва). В этом же году стал гендиректором ОАО «Завод радиотехнического оборудования» (ЗРТО), а с 2007 года — ОАО «ГОЗ Обуховский завод» и ООО «Дирекция по строительству Северо-Западного регионального центра концерна ПВО «Алмаз-Антей», которая реализует проект строитель­ства промышленно-конструкторского технопарка оборонных предприятий.
РБК дейли
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1791.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru