Белокалитвинский метзавод "Алкоа Металлург Рус " ("АМР") планирует увеличить сбыт за счет выпуска новой продукции, заявил Максим Смирнов, президент "Алкоа Россия", член совета директоров ЗАО "Алкоа СМЗ" и ЗАО "Алкоа Металлург Рус". Сегодня компания, специализирующаяся на алюминиевых полуфабрикатах для авиапромышленности, налаживает производство алюминиевых автоцистерн.
С начала кризиса на "Алкоа Металлург Рус" внедряется программа повышения эффективности: оптимизирован продуктовый портфель, проведено допобучение персонала, чтобы в случае изменения спроса можно было переводить работника с одного производства на другое, продолжается внедрение принципов бережливого производства. В 2011 году выручка "АМР" выросла на 25% в денежном выражении до 4,7 миллиарда рублей.
N: — Как отразилось снижение спроса в кризис на деятельности "АМР"?
М.С.: — Мировой финансово-экономический кризис серьезно повлиял на металлургическую отрасль и заставил многие предприятия на фоне сокращения объема заказов скорректировать свои отношения с клиентами. Тем не менее существенная часть заказчиков продукции ЗАО "Алкоа Металлург Рус" — это крупнейшие предприятия авиационной промышленности, они остаются нашими клиентами и сегодня.
В период кризиса мы запустили программу повышения эффективности, которая включала несколько направлений. Мы пересмотрели продуктовый портфель, исключив из него продукцию, которая приносила наименьшую прибыль (в большей степени это коснулось продукции, предназначенной для экспорта), одновременно продолжили внедрять принципы бережливого производства. Мы объединили некоторые участки: например, кузнечное и прессовое производства. Провели дополнительное обучение части персонала для того, чтобы в случае изменения спроса можно было переводить работников с одного производства на другое.
N: — Сейчас говорят о начале нового витка кризиса, вы замечаете его?
М.С.: — Конечно, мы видим более резкие, чем обычно, колебания курсов валют. Спрос на экспортных рынках, и в первую очередь в Европе, существенно слабее, что отражает общеэкономическую ситуацию. Однако если рассматривать объем заказов как один из основных показателей устойчивой работы предприятия, то здесь мы наблюдаем и положительную динамику. В 2011 году объем отгрузок увеличился до 4,7 млрд рублей — в денежном выражении рост составил 25%, в натуральном — 17%. В 2012-м мы ожидаем, что эти показатели будут на таком же уровне или немного выше.
N: — Завершена ли модернизация на "АМР"?
М.С.: — Да, основная инвестпрограмма была завершена к 2010 году. За период с 2005 по 2010 годы суммарные инвестиции составили около 125 млн долларов. Основные средства — около $ 60 млн — были направлены на модернизацию или установку нового оборудования для выпуска аэрокосмической продукции на литейном и прокатном производствах. Мы реализовали проект по развитию производства высококачественных термообработанных листов и плит, установили горизонтальный закалочный агрегат EBNER — печь для выпуска закаленных плит с характеристиками, соответствующими стандартам мировых авиастроителей. Одновременно в рамках кооперации с нашими европейскими коллегами на кузнечном производстве было установлено оборудование для производства штампованных автомобильных колес.
Несмотря на то что основная инвестиционная программа была реализована, мы продолжаем точечно вкладывать средства. Например, сейчас завершается большой проект модернизации стана горячего проката — это ключевая единица оборудования, от которой зависят и качество выпускаемой продукции, и ее объемы. В этот проект начиная с 2010 года уже вложено $ 2,5 млн, и планируется вложить еще около $ 500 тыс. Помимо установки нового производственного оборудования значительные средства направлялись также на усовершенствование систем охраны окружающей среды, здоровья и промышленной безопасности.
N: — Удалось ли "АМР" выйти на точку безубыточности?
М.С.: — "АМР" начало приносить операционную прибыль в 2010 году. Основными факторами, обеспечившими рост, являются увеличение объемов продаж в натуральном выражении, положительное изменение номенклатуры производства в сторону более сложной и дорогой продукции.
N: — Какие задачи сегодня ставятся перед предприятием для увеличения доходов?
М.С.: — Вся модернизация на заводах была направлена на улучшение качества, увеличение объемов и расширение номенклатуры продукции для авиационной промышленности — стратегического направления для нашего бизнеса.
Сейчас мы работаем над внедрением передовых алюминиевых решений в тех отраслях, в которых алюминий пока не применяется или применяется мало, например в секторе коммерческого наземного пассажирского автомобильного и железнодорожного транспорта. В компании был разработан и внедряется новый сплав, используемый в полуфабрикатах для производства автоцистерн. На наш взгляд, это направление перспективно именно для российского рынка. В России активно применяются стальные автоцистерны, в то время как во всем мире на рынке коммерческого транспорта преобладают алюминиевые.
N: — В чем преимущества использования алюминия?
М.С.: — Алюминиевое решение позволяет уменьшить массу транспортного средства на 50%, не снижая прочностных характеристик конструкции. Это ведет к меньшему расходу топлива при перевозке груза. Преимуществами алюминиевых цистерн являются повышенная коррозийная стойкость, высокая остаточная стоимость алюминия при утилизации и экологичность.
N: — В 2010 году "Алкоа" заявила о подготовке новой стратегии развития посудного бизнеса. Почему было принято решение развивать это направление?
М.С.: — У "Алкоа" есть некоторый опыт в посудном бизнесе: два предприятия "Алкоа" в Европе и США производят полуфабрикаты для алюминиевой посуды.
Надо отметить, что с приобретением предприятия в Белой Калитве "Алкоа" получила производство с большим парком оборудования, квалифицированным персоналом, передовыми технологиями. Посуда выпускается здесь с 1980 года, и при этом отвечает всем требованиям современного рынка. Покрытия при ее изготовлении наносятся по технологии лидеров мирового рынка в этой области — DuPont и Whitford. Фурнитура поставляется из Италии, Китая и России. Потенциал этого направления был очевиден, и мы приняли решение сохранить посудный бизнес в нашей структуре.
N: — Каковы целевые показатели новой стратегии?
М.С.: — Цель посудного производства "Алкоа" на 2012–2013 гг. — при существующем продуктовом портфеле и техническом оснащении производства увеличить долю рынка с текущих 10% до 20%. С 2005 года в развитие посудного бизнеса компания инвестировала около $ 4 млн. В начале 2010 года была запущена современная линия нанесения покрытий методом роликового наката. Это дает нам возможность выпускать посуду, которая по своим качественным характеристикам удовлетворяет потребности наших клиентов.
Кроме того, в прошлом году мы изменили систему продаж, перейдя на работу с более крупными дилерами и пересмотрев структуру наших региональных представительств.
N: — Каков оборот посудного бизнеса?
М.С.: — В 2011 году выручка составила 25 млн долларов. В сравнении с 2010 годом было небольшое снижение, которое связано с переходом на новую систему продаж. Но за последние пять месяцев мы видим существенный рост объемов — больше 10% по отношению к предыдущему периоду, так что есть все основания считать, что стратегия была правильная и в этом году мы покажем рост.
N: — Кто ваши конкуренты на рынке посуды?
М.С.: — Наша продукция представлена в среднем ценовом сегменте. Есть несколько российских производителей, тем не менее мы определяем для себя в качестве главного конкурента китайский импорт.
N: — За счет каких преимуществ вы будете укреплять позиции на рынке?
М.С.: — В первую очередь это сохранение баланса между качеством и стоимостью, а также увеличение продуктового портфеля за счет внедрения золь-гель-технологии при производстве так называемой посуды с керамическим покрытием.
N: — Каких услуг в Ростовской области вам не хватает?
М.С.: — Сложнее всего находить квалифицированных подрядчиков по содержанию и ремонту оборудования.
Важно отметить, что большая часть наших закупок проходит через открытые тендеры. Сейчас начинаем внедрять систему электронных торгов, с ее помощью производители товаров или услуг из любого региона смогут поучаствовать в тендере.
N: — Для вас сегодня актуальна проблема подбора кадров?
М.С.: — Да, мы сталкиваемся с дефицитом технических специалистов. В последнее время молодые люди выбирают для себя профессии юристов, экономистов, а не инженеров. С 2005 года Фонд "Алкоа" инвестировал в поддержку технического образования в Ростовской области около $ 650 тыс.
Завод уже много лет сотрудничает с ДГТУ: принимает на работу выпускников, организует стажировки для студентов. В 2005 году это сотрудничество вышло на новый уровень — университет вошел в число трех ведущих российских технических университетов, совместно с которыми "Алкоа" запустила программу поддержки технического образования. Программа финансируется независимым некоммерческим корпоративным Фондом "Алкоа", помимо ДГТУ в ней участвуют Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ) и Московский институт стали и сплавов (МИСиС).
Мы также реализуем программу поддержки технического среднего профессионального образования. Партнером "АМР" в этой программе является Белокалитвинский политехнический техникум.
Одновременно на предприятиях "Алкоа " действует программа развития молодых специалистов, на которую каждый год набираем стажеров — выпускников или учащихся последних курсов технических вузов. У нас они проходят программу переподготовки и в случае успешного обучения получают шанс занять руководящие инженерные должности в компании.