Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Не заржаветь бы



Кудияров Сергей
Производство нержавеющей стали — своего рода металлургический хайтек. Российские игроки, несмотря на большие достижения в сегменте обычной стали, не могут добиться здесь внятных успехов и, более того, пока уступают растущий рынок иностранным конкурентам
Не заржаветь бы Эффективное производство,Конкуренция и монополии,Долгосрочные прогнозы,Бизнес и власть,Россия
Потребление нержавеющей стали в стране стабильно увеличивается на протяжении многих лет. Темпы роста рынка — завидные для продукта, не являющегося технологической новинкой: цифры двузначные. Так, по итогам 2010 года потребление нержавеющей стали у нас в стране увеличилось почти на 63%. Конечно, сказался эффект восстановления после кризиса, когда в 2009-м потребление нержавейки упало на 36%, до 191,8 тыс. тонн. Но даже по сравнению с докризисным 2008 годом произошел рост на 4%.
Казалось бы, только радоваться отечественным металлургам: складывается на редкость благоприятная рыночная конъюнктура. Но все не так однозначно: российский рынок нержавейки растет за счет импорта, доля которого стабильно расширяется на протяжении уже длительного времени. Последний раз отечественные металлурги контролировали внутренний рынок нержавеющей стали в 2004 году: тогда на их долю приходилось 57% потребления этого продукта. С тех пор происходит неуклонное расширение доли импортных поставок, на которые по итогам 2010 года пришлись уже почти две трети российского рынка. Только в прошлом году импорт вырос на 79%, до 196 тыс. тонн, и продолжает набирать обороты. Даже в целом успешный для российской черной металлургии 2011 год пока не принес существенного улучшения ситуации. По данным ассоциации «Спецсталь», за первый квартал потребление нержавейки на российском рынке выросло на 21%, достигнув рекордного показателя 76 тыс. тонн. И это при том, что внутреннее производство… упало!
Почему российские металлурги оказались не способны конкурировать с иностранными производителями даже на внутреннем рынке?
Во всем виноват демпинг?
Генеральный директор «Мечел-Сервис» Леонид Полянский утверждает, что все дело в демпинге. «Основная причина — недобросовестная конкуренция со стороны зарубежных производителей на российском рынке, что неоднократно было признано правительством России, — говорит Полянский. — Было два антидемпинговых расследования, в 2005 и 2010 годах, в результате которых были введены защитные антидемпинговые пошлины, позволяющие сегодня создать благоприятные условия для развития производства нержавейки».
Действительно, российские власти прилагали усилия к исправлению ситуации на внутреннем рынке нержавеющей стали, принимая протекционистские меры. Так, постановление правительства от 24 ноября 2010 года ввело трехлетние пошлины на плоский прокат из нержавеющей стали, импортируемой в Россию из Бразилии, Китая, Южной Кореи и ЮАР. Предлогом тогда стала защита отечественных производителей от демпинга иностранных конкурентов. На китайцев повесили пошлины в 39,1%, на корейцев — 62,8%, на южноафриканцев — 33,3% и для бразильцев — 21,1%. Исключения были сделаны для китайской Shanxi Taigang Stainless Steel (29,9%) и корейской Posco (4,8%).
Ранее, в 2005 году, по просьбе металлургов власти надавили на импортеров из ЕС. Но, как показывают итоги развития рынка, результаты оказались невпечатляющими. И это неудивительно, ведь европейский металлургический комплекс, по заявлениям ThyssenKrupp, уже имеет избыточные мощности по нержавейке, а в развивающихся странах продолжается ввод новых производств. Всю избыточную продукцию нужно куда-то девать — и тут быстрорастущий рынок России как нельзя кстати.
Непонятно, почему даже под защитой пошлин российские производители проигрывают импорту, притом что еще с советских времен в России было достаточно много производителей. СССР вообще был одним из крупнейших мировых производителей и потребителей нержавеющей стали. Так, в 1991 году в Советском Союзе было произведено 868 тыс. тонн нержавеющей стали, что составило 7,6% от общемирового выпуска. Сейчас все эти мощности загружены в лучшем случае на 15–20%.
Так почему же Россия, которая до сих пор занимает лидирующие позиции по самой низкой в мире себестоимости производства жидкой стали, имеет огромные мощности по выпуску, проигрывает в демпинговых играх иностранным компаниям на защищенном протекционистскими мерами рынке?
Кризис недозагрузки
Производителей отечественной нержавейки можно условно разделить на две категории. В первую входят среднего размера независимые заводы, специализирующиеся на легированных видах стали. Такие как волгоградский «Красный Октябрь», Златоустовский метзавод и подмосковная «Электросталь». Во второй категории один производитель — «Мечел».
Предприятия первой категории не входят ни в какие крупные стальные группы, не имеют значимых преимуществ по себестоимости производства и поэтому испытывают все прелести растущих издержек и ценового давления со стороны поставщиков лома, электроэнергии, газа и транспортных услуг. Рост тарифов и цен на сырье, сложности со сбытом продукции вызывают у них финансовые проблемы. Так, волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», ранее крупный производитель сортового проката из нержавеющей стали, стал фактическим банкротом и вошел в состояние конкурсного управления.
С «Мечелом» ситуация сложнее. Крупная, интегрированная с производителями сырья сталелитейная группа, которая обладает сейчас едва ли не 40% всех мощностей по производству нержавейки в России, менее подвержена инфляции издержек и должна, по идее, легко переносить любой демпинг любых импортеров. Однако и она сдает рынок по всем пунктам.
Думается, здесь дело в следующем. Оборудование для производства нержавеющих сталей уникально в том смысле, что не может быть использовано для изготовления обычного проката. Это и электропечи, и машины по непрерывному розливу, и прокатные станы. Низкую себестоимость на этом высокопроизводительном оборудовании можно обеспечить лишь при достаточном уровне загрузки. В противном случае высокие постоянные издержки завысят себестоимость и убьют всю экономику производства нержавейки. Поэтому-то «Мечел» и не рвется снискать лавры на этом рынке: даже если вложить деньги и усилия в резкое увеличение своего присутствия, загрузка мощностей будет все равно оставаться невысокой (совокупные мощности «Мечела» по нержавейке примерно равны внутреннему спросу на этот металл в стране). Видимо, компания без особого напряжения и расходов обрабатывает лишь те заказы, которые попадают к ней «автоматически» (работают территориальная близость к заказчику, традиционные партнерские связи и т. п.). В итоге уровень загрузки ее мощностей остается крайне низким — 10–15% (данные за 2009 год генерального директора компании «Мечел-Сталь» Андрея Дейнеко). Для сравнения: в тех сегментах черной металлургии, где российские производители чувствуют себя комфортно, совершенно другая интенсивность эксплуатации оборудования. Так, по итогам 2010 года в среднем по России загрузка мощностей по чугуну составила 93%, по стали — 81%, по готовому прокату — 84%.
По мнению доцента географического факультета МГУ имени Ломоносова Владимира Горлова, сложившаяся в России структура производства нержавеющей стали, которая сформировалась еще в советское время под нужды машиностроения и оборонки, в принципе не может быть рентабельной и конкурентоспособной сегодня, в условиях гарантированного сбыта больших объемов нержавейки.
Аналогичная ситуация в России много лет назад была и по обычной стали и обычному прокату. Отрасль спас экспорт. Но такой фокус с нержавейкой не пройдет. Нержавейка и вообще легированные стали являются своего рода хайтеком черной металлургии. Неудивительно, что в СССР/России и на Западе стандарты производства такой стали и изделий из нее не совпадали. Гостовская система не подходила для иностранных потребителей, но именно под нее были заточены мощности российских предприятий. Для перехода на западные стандарты, с уменьшенным содержанием углерода, нужны инвестиции в технологическую модернизацию. А взять их никому, кроме разве что «Мечела», не под силу. Ну а «Мечелу», судя по всему, эти инвестиции не нужны, по крайней мере до тех пор, пока емкость внутреннего рынка оставляет желать лучшего. Если в среднем в мире на нержавейку приходится 2,3% всего производства стали по массе, то в России — только 0,16%. Производство нержавеющей стали на российских предприятиях настолько затратно, резюмирует Владимир Горлов, что цена продукции становится запредельно высокой. Такой, что заказывать партию товара за границей целесообразнее даже при наличии высоких заградительных пошлин.
Только глубокая модернизация производства может снова сделать российскую нержавейку привлекательным для потребителей товаром
Объединить, закрыть и модернизировать
Международная ассоциация производителей нержавеющей стали International Stainless Steel Forum (ISSF) утверждает, что мировой объем производства нержавейки в 2010 году вырос на 25%, до 30,7 млн тонн. И тенденция к росту сохранится. Так, под боком у России стремительно развивается Китай, нарастивший производство нержавейки на 28%, до 11,3 млн тонн. Двузначные темпы прироста производства демонстрирует Южная Корея.
А что в России? Опыт мощной советской металлургии остался в прошлом. Генеральный директор «Мечел-Сервис» Леонид Полянский отмечает: «В ближайшей перспективе, то есть до 2015 года, советский уровень производства недостижим. В отдаленной перспективе, до 2020 года, достижение советских показателей возможно, потому что рынок динамично развивается и имеет большой потенциал». При этом расширение производства планируется не столько за счет вытеснения иностранных конкурентов, сколько за счет физического увеличения спроса. Как отмечает Полянский, «планы по расширению есть, и они связаны с восстановлением после кризиса нефте- и газодобывающей отрасли, федеральной программой по развитию атомной энергетики, с локализацией в России производства бытовой техники, развитием производства автокомпонентов…».
Но, подчеркивает Владимир Горлов, проблема серьезной недозагрузки при этом никуда не исчезнет. Пока российские металлурги будут ждать роста потребления, их ниши займут импортеры. По мнению Горлова, выходом из сложившейся ситуации могло бы стать закрытие избыточных мощностей, не способных конкурировать с западными производителями. Оставшиеся должны получить высокую загрузку, тем самым увеличить свою рентабельность, за счет появления свободных средств провести глубокую модернизацию и довести свой технологический уровень до состояния, при котором будет эффективной конкуренция с импортерами.
Похоже, именно на это нацелился и «Мечел», планомерно покупая и привлекая под свое крыло независимых производителей нержавейки.

Эксперт
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1802.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru