Украинские ферросплавщики вынуждены снижать объемы производства. Причина в том, что отечественного производителя медленно, но уверенно вытесняют импортеры. Есть мнение, что в ближайшем будущем произойдет передел рынка ферросплавов, который, увы, будет не на руку украинским предприятиям.
Ферросплавный вопрос
В середине июня Украинская ассоциация производителей ферросплавов подала в Минэкономразвития заявление с просьбой провести спецрасследование относительно импорта ферросиликомарганца. А в начале июля – в отношении ферросилиция. Подобное заявление планируется подать и в отношении импорта ферромарганца.
В 2011 году, по сравнению с 2010-м, импорт ферросплавов в Украину вырос в 2,4 раза и занял 54,44% внутреннего рынка, тогда как отечественным ферросплавщикам пришлось снизить производство на 17%. За I квартал 2012 года импорт вырос на 11,6% к I кварталу 2011-го, в апреле – на 38,9% к марту, в мае – на 3% к апрелю. При этом, в I полугодии 2012 года, по сравнению с тем же периодом 2011-го, производство ферросплавов в Украине сократилось на 15,9%. Оптимизма импортерам прибавляет то, что наше государство эту опасную тенденцию упорно старается не замечать, а на отечественную ферросплавную отрасль, похоже, и вовсе махнуло рукой. Мол, как хотите, так и выживайте, что-то не нравится – закрывайте предприятия.
Но даже начала проведения расследования импортеры допустить не хотят - слишком высоки для них ставки: в 2011 году украинские метпредприятия купили за рубежом ферросплавов на 602,92 млн. долл., за 5 месяцев 2012 года – на 188,2 млн. долл. Поэтому правительства тех стран, где находятся основные компании-импортеры, начали лоббирование их интересов на уровне правительства. Одновременно предпринята попытка навязать тезис о том, что импортные ферросплавы – благо для Украины, а отечественные – вред.
При этом, ссылаются на интересы украинских металлургов, как основных потребителей продукции. Якобы ограничение импорта ферросплавов приведет к росту цен на них и, соответственно, ухудшит рентабельность метпредприятий. Но для выплавки 1 тонны стали необходимо ферросплавов около 10 кг, что при сегодняшних ценах составляет около 13 долларов США (если исходить из максимальной стоимости ферросплавов). Подсчитаем: сейчас средняя цена 1 тонны металлопроката – на уровне 630 долл., если в конечной цене металлопроката цена ферросплавов не дотягивает и до 2%, то о каком ухудшении рентабельности может идти речь.
Тем более что цены на украинские ферросплавы (и для внутреннего, и для внешнего рынков) были и остаются конкурентными, рыночно обоснованными и не превышают среднемировой уровень. Но именно высокий уровень цен ставят в вину украинским ферросплавщикам.
Игра ценой
Так ли это на самом деле? Рассмотрим, к примеру, данные по силикомарганцу за май 2012 года. “Азовсталь” импортировала из Кореи партию этого сплава по 1481 долл./т, и одновременно покупала его у Никопольского завода ферросплавов (НЗФ) по 1382 долл./т. ММК им.Ильича импортировал из Кореи по 1414 долл./т и из Норвегии по 1370,2 долл./т, покупал у НЗФ по 1368 долл./т. ДМЗ им.Петровского у НЗФ не покупал, зато импортировал из Грузии две партии: по 1649,34 долл./т и по 1580,6 долл./т. Как видим, цены украинских производителей ниже, чем у импортеров.
Однако доводится читать утверждение, что для украинских метпредприятий отечественные ферросплавы продаются в 1,7-2,2 раза дороже мировых цен, зато на экспорт они идут в 1,3-1,7 дешевле. При этом почему-то не указываются ни виды, ни сорта ферросплавов. Не мудрено, ведь в первом случае берутся цены самых дорогих видов, во втором – самых дешевых, после чего все объединяется одним словом “ферросплавы”.
Горизонт планирования
Еще одна “страшилка” от экспортеров. Мол, ферросплавщики требуют от украинских метзаводов подписания долгосрочных контактов. Если это так плохо, то почему же на основании именно долгосрочных контрактов работают группа “Метинвест”, корпорация “Индустриальный Союз Донбасса”, “АрселорМиттал Кривой Рог” и другие предприятия? Абсолютно нормальная международная практика, полностью соответствующая рыночным условиям, где все соглашения заключаются на взаимовыгодных началах.
И поставщики, и потребители заинтересованы в подписании долгосрочных контрактов. Во-первых, не нужно каждый месяц искать друг друга и договариваться об условиях. Во-вторых, можно планировать производство на более длительную перспективу (объемы выпуска продукции, загруженность мощностей, предстоящие финансовые расходы и т.д.). В-третьих, появляется гарантия стабильности цен, и их возможный скачок не станет неприятным сюрпризом. Но самое интересное, что украинские ферросплавщики не настаивают исключительно на долгосрочных контрактах. Спотовые, месячные, квартальные – какому покупателю как выгодно.
Мифы про тарифы
Мнимую же несостоятельность украинских ферросплавных заводов пытаются доказать так: зарубежные производители имеют более высокую цену электроэнергии, а ферросплавы у них дешевле. После чего идет список государств с указанием энерготарифов в них. Действительно, есть и высокие тарифы, но ни одна страна из этого перечня не является сколь-нибудь крупным производителем ферросплавов, поставляющим свою продукцию на украинский рынок. А, например, в Германии, Чехии, Великобритания, Швеция (а именно эти страны берут для сравнения) ферросплавных заводов нет. Может быть потому и нет, что тариф высокий.
Но совсем другое дело у конкурентов: Франция – 0,06 евро за 1 кВт/ч, Македония – 0,048 евро, Индия – 0,041 евро, Грузия – 0,033 евро, Норвегия - 0,03 евро. После этого не стоит удивляться, что с 2008 года в Украину было импортировано ферросплавов: из Индии – 82,5 тыс. т, из Македонии – 78,8 тыс. т, из Грузии – 60,25 тыс. т, из Франции – 20,3 тыс.т. Сложно бороться на равных, когда у нас в 2011 году стоимость электроэнергии увеличивалась 9 раз (суммарно – почти на 31%), в 2012 году – уже 3 раза (почти на 9%), и на сегодня энерготариф составляет 0,074 евро за 1 кВт/ч для Никопольского и Стахановского заводов и 0,096 евро за 1 кВт/ч для Запорожского.
Украинский рынок ферросплавов – лакомый кусочек для импортеров. Потому и сражаются они за него любыми методами.