Анастасия Мишанина
Минприроды готово исполнить давнюю мечту главы Polymetal Виталия Несиса и собирается предоставить иностранным компаниям право освоения разведанных ими стратегических месторождений золота, алмазов или платины. Министерство, как, впрочем, и участники рынка, считают, что это станет стимулом развития геологоразведки в России.
Министерство природных ресурсов и экологии подготовило поправки в закон «О недрах», которые гарантируют компаниям-недропользователям с участием иностранных инвесторов, что после открытия ими стратегического месторождения золота, алмазов и металлов платиновой группы им не будет отказано в его освоении.
Действующее законодательство предполагает, что если «иностранец» разведал стратегическое месторождение, «при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства» правительство России может запретить ему добычу на нем, следует из пояснительной записки к законопроекту. Минприроды предлагает не применять эту норму в отношении участков золота, алмазов и металлов платиновой группы. Поясняя необходимость ее отмены, министерство указывает на отсутствие у инвесторов экономического интереса к вложению средств в геологоразведку. В результате «существенные объемы инвестиций перераспределяются в пользу зарубежных государств, имеющих более инвестиционно привлекательное законодательство», — отмечают в Минприроды. Ситуация осложняется тем, что фонд так называемых легкооткрываемых месторождений почти исчерпался, а проекты с богатыми рудами стремительно выбывают из эксплуатации, добавляет министерство. Законопроект подготовлен по итогам июньского совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, следует из пояснительной записки. Но этот вопрос обсуждается уже не первый год. Ресурсов российских производителей золота для открытия новых месторождений мало, а действующее законодательство серьезно сдерживает участие в разведке иностранных компаний, заявлял глава компании «Полиметалл» (сейчас Polymetal) Виталий Несис на конференции Minex еще в 2010 году. Тогда же «Полиметалл» направил письмо в правительство с предложениями по выходу из ситуации. Виталий Несис предлагал в том числе обеспечить право инвесторов конвертировать геологоразведочные лицензии в добычные и самим предлагать участки недр для лицензирования. В числе прочего предлагалось повысить планку для стратегических месторождений с 50 т до 250 т золота.
Соответствующие поправки в законодательство Минприроды спустя почти два года тоже направило в правительство. Зарубежные золотодобытчики, работающие в России, приветствуют решение Минприроды. Любой шаг в направлении закрепления прав компаний на разведанную площадь способствует развитию отрасли, приводит к освоению новых объектов, а значит, к новым инвестициям и созданию рабочих мест, прокомментировали в российском представительстве британской Highland Gold.
Согласно ведущим мировым практикам, возможность распоряжаться по своему усмотрению открытым месторождением — это неотъемлемое право недропользователя, комментирует представитель канадской Kinross в России Лу Наумовский. Такие меры, во-первых, привлекут в Россию новых инвесторов, а во-вторых, вернут в страну иностранные геологоразведочные фирмы, которых отпугивали нормы российского законодательства, уверен он. В Polyus Gold и Nord Gold ситуацию не прокомментировали.
Несмотря на то что головные компании крупнейших золотодобытчиков Poccии зарегистрированы за границей, на них изменение законодательства никак не повлияет, считает Олег Петропавловский из БКС. Они всегда могут обойти законодательство, зарегистрировав месторождение на российскую «дочку», поясняет аналитик. А вот для иностранных компаний, специализирующихся на геологоразведке, это может быть хорошим стимулом прийти в Россию, добавляет он.