Несмотря на летние каникулы, петербургские автозаводы взяли очередную высоту: объемы производства с января по июль увеличились вдвое по сравнению с прошлым годом. Не стоит на месте и модельный ряд: на GM начнут выпускать седан Opel Astra, а Toyota запускает модель с двухлитровым двигателем.
Этим летом автопром Петербурга «подкинул» очередной повод для гордости: как говорится в отчете аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», в январе - июле заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили 215 600 автомобилей. Это на 83% больше, чем за семь месяцев прошлого года, когда было произведено 117 600 машин. Достичь такого показателя не помешали даже плановые летние каникулы.
По мнению экспертов, второе полугодие будет, скорее всего, не таким успешным, но зато на перспективу у производителей большие планы: почти каждый завод собирается развивать производство.
Тесты с драйвом
Например, автозавод GM. С его мощностью в 98 тысяч автомобилей в год он считается «игрушечным заводиком» среди других производств автоконцерна в мире. Но к 2015 году с конвейера в Шушарах будет сходить 230 тысяч машин в год. Есть, чему радоваться: почти столько GM выпустил в прошлом году на всех трех российских площадках.
В развитие производства в Петербурге GM планирует вложить 300 млн долларов. Первые «кирпичи» в основание будущего цеха заложили в конце июня этого года. Тогда руководство концерна не скрывало: по сути, в Петербурге появится новый автозавод. Благодаря новым цехам будет создано 1500 рабочих мест, таким образом, всего на заводе к этому времени будет работать более 4000 человек. Уровень локализации производства вырастет с нынешних 20 процентов до 50-ти.
Сейчас завод GM в Петербурге выпускает Chevrolet Cruze в кузове «седан» и «хэтчбек», а также хэтчбек Opel Astra. Недавно завод приступил к тестовой сборке новой «Астры» в кузове «седан». Как говорят представители завода, пока этот автомобиль видели только «на картинках» - мировая премьера седана Opel Astra состоится 29 августа на московском международном автосалоне.
Серийное производство будет налажено на заводе в Петербурге к концу года. Эта модель, говорит представитель ООО «Джи Эм Авто» Виктория Чуйкина, будет «нацелена» на российский рынок. Дальнейшие планы по развитию модельного ряда представители GM пока не раскрывают.
Укрупнять и развивать производство будет и Toyota. К концу 2014 года на заводе введут новые цеха штамповки кузовных деталей и производства пластиковых деталей. Инвестиции составят 2,7 млрд рублей. Это позволит повысить локализацию производства с 15 до 30 процентов. Сейчас, говорит представитель ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» Ольга Крайнюк, в России для «Тойот» производятся только кресла, ремни безопасности, аккумуляторы, проводка и стекла.
С сентября площадка Toyota в Шушарах начнет работать в две смены, что позволит увеличить выпуск автомобилей в текущем году почти вдвое, говорит Ольга Крайнюк. В 2011 году завод выпустил более 14 тысяч автомобилей. По словам Ольги Крайнюк, запуск второй смены позволит вывести производственную мощность завода на 50 тысяч автомобилей в год. Не исключено, что столько автомобилей будет произведено на заводе уже в 2013 году.
Модельный ряд петербургского автозавода будут определять рынок, спрос и решения японского руководства. Пока здесь выпускают только Camry – правда, в шести цветах и 12 модификациях. В ноябре 2011 года ТММР приступил к выпуску Toyota Camry седьмого поколения, а в августе начал производство этого автомобиля с двухлитровым двигателем. Кстати, бизнес-седан с таким двигателем тоже покажут на московском автосалоне 29 августа.
О своих планах ранее рассказали и представители промплощадок в Каменке, где располагаются заводы Nissan и Hyundai. Корейский производитель держится «особняком» по отношению к прочим автозаводам: в конце года представители автоконцерна анонсировали задачу на текущий год – вывод завода на проектную мощность в 200 тысяч автомобилей без планов дальнейшего расширения. В июне представитель автозавода подтвердил: особых планов нет – их подскажет рынок. Впрочем, сейчас дела на рынке у автозавода идут хорошо – «выстреливший» Hyundai Solaris побил рекорды продаж, а «соседка по цеху» KIA Rio заняла неплохие позиции. Локализация корейского автозавода в Петербурге самая большая по кластеру – 45%.
Nissan, напротив, не может почивать на лаврах. Японский автозавод к 2014 году планирует увеличить производство вдвое, до 100 тысяч автомобилей. Объем инвестиций составит порядка 200 млн евро. Вслед за расширением должен обновиться и модельный ряд. Сейчас Nissan выпускает модели Teana, X-Trail и Murano, а также ведет крупноузловую сбору Infiniti (ставить на конвейер ее пока не планируется). Ранее сообщалось, что список «японцев» могут пополнить модели Qashqai с Pathfinder.
Остаться в «топе»
Пять из десяти выпускаемых на заводах Петербурга моделей (Solaris, Rio, Astra, Cruze и Camry) по итогам семи месяцев 2012 года вошли в топ-25 самых продаваемых моделей в России.
По мнению гендиректора «Auto-Dealer-СПб» Михаила Чаплыгина, из анонсированных новинок «в струю», скорее всего, попадет новый седан Opel Astra. «Седаны у нас популярны, думаю, новая модель тоже будет востребованной. Запуская ее, производитель отвечает на спрос», - говорит Чаплыгин. Что касается перспектив, то, полагает аналитик, производитель, скорее всего, сделает акцент на бюджетной модели, способной быстро завоевать популярность. Это может быть Chevrolet Cobalt – недорогой седан, продажи которого стартуют в России в 2013 году, считает Чаплыгин. Россияне увидят его на упоминавшемся выше московском автосалоне. Предполагается, что новый Cobalt займет место где-то между Chevrolet Cruze и Aveo. А вот новинка Opel Mokka - компактный кроссовер на базе Corsa – скорее всего, вниманием будет обойден: россияне пока не слишком жалуют универсалы и кроссоверы, поэтому запускать его производство было бы рискованно, считает Михаил Чаплыгин.
Пора бы, говорит эксперт, подумать об обновлении модельного ряда и «Тойоте».
«Объем инвестиций, заявленный производителем в расширение производства, указывает, что они будут сделаны под запуск какой-то модели», - полагает Михаил Чаплыгин. По его мнению, это могла бы быть Toyota RAV4 – наиболее продаваемая из «Тойот».
В перспективе, не исключает эксперт, в Петербурге может быть налажено и производство японских внедорожников Toyota Land Cruiser Prado, достаточно популярных среди россиян. Пока, по данным СМИ, их выпуск концерн планирует начать в конце года во Владивостоке на действующем производстве Sollers.
…Отметим, что все четыре «авто-площадки» Петербурга посетил с визитом губернатор Петербурга Георгий Полтавченко: в Каменке он побывал в июне, а в Шушарах – 17 августа. В рамках «ознакомительной инспекции» производители рассказали градоначальнику о своих планах, и тот заверил: власти Петербурга не бросят «российский Детройт». Город приветствует приход новых игроков в автокластер, но основной задачей видится все же локализация и расширение существующих производств. В этом городские власти готовы оказывать им поддержку, решая совместно в первую очередь инфраструктурные вопросы, пообещал губернатор.
Анна Беляева