Деньги — товар



Виталий ШИМКОВИЧ
ThyssenKrupp официально выставила на продажу металлургические предприятия в Бразилии и США.
Комбинат в Бразилии годовой мощностью 3 млн. тонн слябов и прокатный завод в Алабаме мощностью 3 млн. тонн плоского проката продаются по отдельности, хотя изначально должны были представлять единый вертикально интегрированный комплекс. Согласно планам ThyssenKrupp, разработанным еще до начала кризиса 2008 года, корпорация предполагала выплавлять слябы в Бразилии из дешевой местной руды и поставлять их в США для перекатки с продажей готовой продукции на рынках Северной Америки.
Оба завода вступили в строй уже после кризиса, когда обстановка на рынке радикально изменилась. Относительно устойчивое состояние экономики Бразилии на фоне американской стагнации и повышение цен на железную руду и энергоносители сделали задуманную ThyssenKrupp схему невыгодной. К тому же германская корпорация, чьи финансовые потери за последние три квартала составили почти 1 млрд. долларов, крайне нуждается в средствах для сокращения задолженности.
Как заявляет руководство ThyssenKrupp, оно готово продать заводы по их балансовой стоимости, которая в совокупности составляет 7 млрд. евро. Однако специалисты сомневаются, что компании удастся выручить за оба предприятия более 3-4 млрд. евро. По словам представителей ThyssenKrupp, количество потенциальных покупателей приближается к десяти. В частности, бразильский комбинат могут приобрести бразильская железорудная корпорация Vale, которой в настоящее время принадлежит 27% акций, бразильская металлургическая компания CSN, транснациональная латиноамериканская группа Ternium, а также восточноазиатские корпорации, такие, как китайская Baosteel или корейская Posco. Среди претендентов на американский завод называют Nucor и Arcelor Mittal.
Индонезийская Krakatau Steel, реализующая в настоящее время ряд проектов, направленных на расширение производственных мощностей, анонсировала очередное строительство. Металлурги хотят приобрести участок земли у компании Honam Petrochemical Corporation, которая пока отложила свои планы возведения нового нефтеперерабатывающего завода. К концу 2013 года на этом месте должен появиться прокатный завод мощностью 1 млн. тонн горячего проката и толстолистовой стали в год стоимостью около 400 млн. долларов. В настоящее время Krakatau Steel выпускает 3,25 млн. тонн проката в год и строит два плавильных предприятия, которые в совокупности будут ежегодно выплавлять 4,2 млн. тонн стали.
Индийская Jindal Steel & Power Ltd. (JSPL) в конце августа запустила первую очередь своего нового металлургического комбината Angul, одного из немногих “гринфилдов”, которые войдут в строй в Индии в ближайшие несколько лет. Большинство конкурентов JSPL, анонсировавшие более двух десятков проектов за последние пять лет, так и не смогли приобрести землю и получить необходимые разрешения.
Пока JSPL вводит в строй прокатный стан, плановая мощность которого достигает 2 млн. тонн толстолистовой стали в год. Плавильный цех на 1,6 млн. тонн стали в год будет готов только к началу апреля 2013 года. Стоимость двух первых стадий проекта составляет немногим менее 900 млн. долларов, из которых около двух третей было профинансировано за счет кредита, предоставленного рядом индийских банков.
В то же время другая индийская компания Tata Steel для финансирования своего “гринфилда” на 6 млн. тонн в год в штате Орисса планирует в ближайшее время разместить облигации на 5 млрд. долларов. Ныне из 23,7 млн. тонн годовых мощностей индийской металлургической группы 17 млн. тонн приходится на европейские предприятия, но они являются для Tata Steel, скорее, бременем, чем подспорьем.
Лето обманутых надежд
Металлургические компании так и не дождались желанного расширения спроса на стальную продукцию. Практически везде спрос на неё остается низким, а потребители выжидают, рассчитывая на новые уступки от поставщиков. Пока такая политика вполне оправдывает себя. Производители, похоже, надеявшиеся на подъем в конце лета, конкурируют друг с другом за долю рынка, пытаясь увеличить продажи за счет скидок.
Никак не может прекратиться спад в Китае. Котировки арматуры на Шанхайской фьючерсной бирже провалились до самой низкой отметки с момента начала торгов в 2009 году и котируются ныне ниже 3450 юаней (543 долларов) за тонну. Впрочем, и рыночные цены на эту продукцию сократились до около 565 долларов за тонну с металлобазы на внутреннем рынке и 550-560 долларов за тонну FOB на экспорт.
Китайские горячекатаные рулоны уже предлагаются китайскими компаниями по 520-525 долларов за тонну FOB, но покупатели во Вьетнаме и странах Юго-Восточной Азии уже не исключают для себя понижения до 500 долларов за тонну FOB. Толстолистовая сталь китайского производства котируется на уровне 500-515 долларов за тонну FOB. Производители в других странах Восточной Азии пытаются не опускать стоимость горячего проката ниже 560 долларов за тонну FOB, но спрос на их продукцию минимален.
В конце августа украинские экспортеры горячего проката были вынуждены немного сбавить цены. Ряд контрактов был заключен менее чем по 550 долларов за тонну FOB. Да и российские производители постепенно снижаются до отметки 560 долларов за тонну FOB. После длительного периода стабильности подешевел плоский прокат в Турции. Местные металлургические компании, так и не дождавшись новых закупок, были вынуждены опустить котировки на 10-15 долларов за тонну, до 605-620 долларов за тонну EXW.
Дешевеет и длинномерный прокат турецкого производства. Ближневосточные компании так и не вернулись на рынок после Рамадана. В результате стоимость арматуры уменьшилась уже не менее чем на 20 долларов за тонну по сравнению с первой половиной августа ‒ до около 610-625 долларов за тонну FOB. Впрочем, покупатели все еще не проявляют активности. Заготовки производства СНГ пока стабильны на уровне около 555-560 долларов за тонну FOB, но удешевление арматуры и металлолома в регионе рано или поздно вынудит сбросить цены и на них.
Из-за спада на Ближнем Востоке европейские экспортеры арматуры также были вынуждены уменьшить котировки до около 500-505 евро за тонну FOB, хотя на внутреннем рынке Южной Европы эта продукция как правило продается не менее чем по 510-515 евро за тонну EXW. Впрочем, последние тенденции европейского рынка стали не радуют. В конце августа в регионе возобновились закупки плоского проката, но потребители добились понижения цен на 10-15 евро за тонну. Горячекатаные рулоны, в частности, подешевели до 470-500 евро за тонну EXW.
Обвал
В течение последней недели спотовые цены на железную руду упали почти на 10%. На рынке царит паника. Экспортеры, вынужденные отправлять большие объемы невыкупленного по квартальным контрактам сырья на спотовый рынок, все сильнее сбавляют котировки, а покупатели, наоборот, выжидают, почувствовав слабину.
К концу недели стоимость индийского 63,5%-ного концентрата сократилась в итоге до 97-99 долларов за тонну CFR Китай, впервые с ноября 2009 года опустившись ниже отметки 100 долларов за тонну CFR. Однако большинство специалистов считают, что это еще далеко не конец. Теперь, по словам некоторых экспертов, “возможно все”. Большинство аналитиков полагают, что цены не удержатся на рубеже 90 долларов за тонну CFR. Пока прогнозы в отношении возможного “дна” варьируют от 65-70 до около 80 долларов за тонну CFR для австралийской 62%-ной руды, которая обычно торгуется с дисконтом в 2-3 доллара за тонну по отношению к индийской.
По данным китайской металлургической ассоциации CISA, во второй декаде августа в стране в среднем выплавлялось немногим более 1,93 млн. тонн стали в день ‒ всего на 5-6% меньше, чем в рекордном июне этого года. Однако все ожидают более серьезных сокращений, понимая, что без радикального уменьшения объема предложения сбалансировать китайский рынок стали будет невозможно.
Судя по всему, объем мирового потребления железной руды во втором полугодии текущего года снизится по сравнению с первым. Между тем, по данным Baosteel, производство ЖРС за этот период прибавит около 50 млн. тонн за счет расширения мощностей в Бразилии, Австралии, Канаде и африканских странах. В результате на мировом рынке железной руды возникнет значительный избыток предложения, который не позволит рухнувшим во второй половине августа ценам вернуться на прежний уровень. Конечно, китайские металлурги всегда считали железную руду неоправданно дорогостоящей и упорно предрекали ее удешевление даже во время бума, но в этот раз с точкой зрения китайцев соглашаются и многие западные аналитики. По крайней мере, вследствие падения цен на сырье курс австралийского доллара по отношению к американскому уменьшился до самого низкого уровня за последние пять недель, а курсы акций австралийских железорудных компаний резко упали.
Впрочем, ведущие экспортеры железной руды стараются не терять оптимизма. Они отмечают, что уже в июле добыча железной руды в Китае сократилась до самого низкого уровня за последние четыре года, а теперь все больше производителей будут выходить из игры. По некоторым данным, при нынешних ценах более трети китайских железорудных компаний несут прямые убытки. Поэтому поставщики надеются, что где-то в конце сентября ‒ начале октября рост цен на руду возобновится, а к концу года цены достигнут 120 долларов за тонну CFR Китай.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1845.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru