В мае «Мечел» объявил о намерении распрощаться с непрофильными активами. Вчера компания объявила этот список (см. врез), а также совет директоров рекомендовал ей оценить возможность продажи стратегическому партнеру не более 25% горнодобывающей «дочки» — «Мечел-майнинга». Сколько «Мечел» планирует выручить от продажи активов, представитель компании не говорит: это «предмет переговоров».
Компания уже уведомила о грядущей распродаже банки-кредиторы, рассказал «Ведомостям» сотрудник одного из них. При самом благоприятном сценарии «Мечел» рассчитывает выручить $1,5-2 млрд, говорит он. Это похоже на правду, добавляет источник в другом банке-кредиторе. Впрочем, рассматривается и пессимистический сценарий, при котором долю в «Мечел-майнинге» продать не удастся (компания несколько раз безуспешно пыталась провести IPO), а остальные активы будут проданы по символической цене, добавляют собеседники «Ведомостей». Впрочем, даже при таком сценарии «Мечел» избавится от $500 млн долга, которым обременены выставленные на продажу компании, говорят они. Между тем на их скупку «Мечел» потратил более $2 млрд, подсчитал аналитик БКС Олег Петропавловский.
Эксперты более оптимистичны в оценке активов «Мечела». Петропавловский думает, что они стоят до $900 млн (без учета доли в «Мечел-майнинге»). Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк оценивает их в $1-1,5 млрд, а долю в «Мечел-майнинге» — в $4 млрд.
«Мечел» вынужден продавать активы, чтобы расплатиться с банками. Неприятности у «Мечела» начались еще зимой: компания не смогла соблюсти ковенанты по кредитам. Ее чистый долг ($8,75 млрд) превысил ограничение в 3,5 EBITDA. Но компании удалось договориться с банками о смягчении ковенант: верхняя планка долговой нагрузки была повышена до 5,5 EBITDA. И сразу после публикации годовой отчетности «Мечел» объявил, что продаст активы, не вписывающиеся в его стратегию.
Сейчас «Мечел» ведет переговоры с банками о рефинансировании долга, говорят два источника в банках — кредиторах компании. В течение 2012 г. ей нужно погасить $2,7 млрд, сказано в отчете за 2011 г. Но такие средства с учетом нынешней ситуации на сырьевом и сталелитейном рынках компания вряд ли найдет. Свободный денежный поток «Мечела», по данным Moody's, в прошлом году был отрицательным — $1,2 млрд. И в этом, и в 2013 г., и в 2014 г. «Мечелу» не хватит денежного потока, чтобы гасить долги. Компании постоянно придется договариваться о рефинансировании, считает Петропавловский. В апреле «Мечел-майнингу» уже удалось реструктурировать кредит ВТБ на 13,6 млрд руб. — срок займа был продлен до 2015 г., о других договоренностях не сообщалось.
Аналитик UBS Алексей Морозов одобряет решение «Мечела» опубликовать список выставленных на продажу активов. Это успокоит инвесторов. Впрочем, источник в одном из банков допускает, что продано будет далеко не все. Проще всего будет продать ферросплавные активы. Сложно — убыточные заводы в Европе. К примеру, с начала кризиса в еврозоне румынские заводы «Мечела» периодически останавливаются, а местные власти грозят найти для предприятий нового инвестора. А с поиском стратега для «Мечел-майнинга» торопиться «Мечел» не будет. При нынешних ценах на уголь и железную руду дорого платить за акции сырьевой компании никто не готов, уверен собеседник «Ведомостей»