Олег Зайцев
Вот уже более двух месяцев в центре внимания мировых СМИ, тем или иным образом освещающих состояние дел в глобальной металлургической отрасли, находится ситуация с расположенным в городе Таранто итальянским металлургическим комбинатом Ilva, принадлежащем Riva Group. Итальянские судьи и прокуроры требуют закрыть завод до полного решения всех экологических проблем, вызванных высоким уровнем загрязнения производством окружающей среды, в то время как руководство Ilva любыми средствами пытается не допустить остановки комбината, аппелируя к правительству и президенту Италии.
«Лучше умереть от рака, чем с голоду»
История комбината Ilva Taranto Works берет свое начало с 60-х годов, когда завод структурно входил в группу IRI Group и первую стальную продукцию выпустил под брендом Italsider. Первоначально мощность предприятия составляла 3 млн. т в год, однако к 1975 году она была доведена до 11,5 млн. т. В 1988 году комбинат был переименован в Ilva (старое латинское название острова Эльба, где несколько тысяч лет назад была добыта первая железная руда) в результате приватизации Italsider, а в 1995 году завод продали итальянской семейной компании Riva Group, ведущей свой бизнес с 1905 года.
По объемам производства стали Riva Group занимает четвертое место в Европейском союзе и девятое ‒ в мире. Компании принадлежат 36 сталелитейных и металлообрабатывающих заводов, из которых 19 находятся в Италии. В настоящее время Ilva Taranto Works является крупнейшим «автономным» сталелитейным комбинатом Европы производительностью 12 млн. т в год, в состав которого, в том числе, входят 12 коксовых батарей (из которых в настоящее время работают 10), пять доменных печей (4), две агломерационные установки (1), два стана горячей прокатки, два травильных агрегата, один стан холодной прокатки и другое оборудование.
Если посмотреть на карту Италии, то город Таранто в южной итальянской области Апулия на берегу одноименного залива Ионического моря расположен как раз под каблуком Апеннинского полуострова. Может быть, именно поэтому ему выпала столь незавидная участь ‒ быть самым загрязненным и опасным для жизни городом Италии. Онкологические и сердечно-сосудистые заболевания его жителей превышают общенациональный уровень на 30%, а смертность в Таранто на 10% выше, чем в остальной Италии. По данным последней эпидемиологической экспертизы, проведенной назначенными прокурором города специалистами, за последние семь лет в этом городе умерли 11,55 тыс. человек (в среднем 1,65 тыс. в год) от болезней сердечно-сосудистых и дыхательных органов. В течение этого же периода госпитализировано по тем же причинам было около 27 тыс. жителей города Таранто (в среднем 3,85 тыс. в год), численность населения которого составляет лишь 200 тыс. человек. По признанию ряда итальянских специалистов, даже домашние животные не доживают там до старости.
Ни для кого не секрет, что источником всех этих бед является расположенный в густонаселенном районе Таранто металлургический комбинат Ilva, который уже более пяти десятилетий загрязняет воздух над городом и вызывает у его жителей острые респираторные и сердечно-сосудистые заболевания. За исключением этого завода, все предприятия Riva Group располагаются в северных областях страны. На многих из них, как, например, на комбинате в Генуе, своевременно была проведена модернизация производства и построены современные очистные сооружения. Во всяком случае, проблем, подобных Таранто, вокруг других предприятий Riva Group не наблюдается.
И только на построенном в 1961 году на юге Италии комбинате Ilva экологическая ситуация в последнее время стала настолько удручающей, что в конечном итоге в последний день июля текущего года суд Таранто вынес решение об остановке работы шести цехов предприятия. В них сосредоточено самое вредоносное и одновременно важное для производственного цикла оборудование ‒ коксовые батареи, агломерационное производство, а также мощности по выплавке чугуна и стали.
А ведь если верить отчетности собственника завода в Таранто, с 1995 года, когда Riva Group получила Ilva в ходе проводимой в ту пору в стране приватизации, в защиту местной экологии компанией и комбинатом было вложено более 1 млрд. евро. Впрочем, когда смотришь на ползущие над Таранто черные клубы дыма, видимые и с суши, и с моря на многие километры, возникает подозрение, что выделенные на экологию деньги были на самом деле потрачены на что-то другое. По мнению ряда наблюдателей, комбинат Ilva не отвечал экологическим стандартам еще до своей приватизации в 1995 году, а купившая его группа Riva не сильно тратилась на модернизацию его газоочистных сооружений. Как утверждают местные СМИ, "политика Riva Group по отношению к Ilva состояла в наращивании прибыли за счет максимально эффективной эксплуатации оборудования и экономии на всем, на чем только возможно, включая персонал и очистные сооружения".
Тем временем, судья Патриция Тодиско, наряду с вынесением решения о приостановке Ilva, в конце июля отправила под домашний арест восемь топ-менеджеров компании Riva, включая ее владельца Эмилио Риву, который был президентом Ilva до мая 2010-го, а также его сына Николу Риву, покинувшего этот пост в середине 2012 года. Проведя собственное расследование, суд пришел к выводу, что предприятие является главным источником загрязнения окружающей среды в Таранто и опасно для здоровья местных жителей, а топ-менеджмент завода несет ответственность за нарушение законов о защите окружающей среды и подлог документов об экологической обстановке вокруг комбината.
По данным ряда источников, велика вероятность полного закрытия комбината, который является крупнейшим металлургическим предприятием Западной Европы и ежегодно выплавляет до 8,5 млн. т стали (около 30% от всего объема ее производства в Италии). На Ilva выпускают горяче- и холоднокатаные рулоны, оцинкованную сталь и трубы. Численность персонала составляет около 12 тыс. человек и еще 8 тыс. трудятся в различных обеспечивающих и вспомогательных подразделениях. Это крупнейший работодатель не только в городе Таранто, но и во всем регионе, относящемся к депрессивному югу Италии, где уровень безработицы доходит до 30%.
Таким образом, если комбинат будет полностью закрыт (а пока все к этому и идет), то ситуация станет еще более катастрофической. По словам нынешнего президента Ilva Бруно Ферранте, назначенного на эту должность решением судьи после отстранения от работы топ-менеджеров предприятия, даже частичная остановка Ilva неминуемо приведет к закрытию других металлургических предприятий компании, связанных общим производственным циклом. Следствием этого, как уверяет он, станет не только увольнение еще порядка 15 тыс. рабочих, но и значительное сокращение итальянского присутствия на европейском рынке стали. С начала августа в Таранто не прекращаются забастовки работников Ilva под лозунгами «лучше умереть от рака, чем с голоду». Действительно, если они будут выброшены на улицу в результате закрытия комбината, то другую работу им вряд ли удастся найти, поскольку ее здесь попросту нет.
Следует отметить и тот факт, что Всеитальянская конфедерация труда и еще более радикальный профсоюз металлургов, обычно стоящие насмерть за сохранение рабочих мест, на сей раз одобрили закрытие цехов и отказались поддержать бастующих рабочих. Экологи тоже поддерживают решение суда, который, по их мнению, взял на себя ответственность на фоне отсутствия таковой у исполнительной власти, в течение долгих лет взирающей сквозь пальцы на нарушения экологических норм в Таранто.
Три варианта
Конечно, в ситуацию с Ilva не могли не вмешаться высшие должностные лица Италии, включая президента страны Джорджо Наполитано и премьер-министра Марио Монти. Оба высказались в том плане, что завод в Таранто закрывать не следует, однако необходимо выполнить решение суда и предпринять действенные меры по обеспечению экологической безопасности в городе.
В ответе на письмо рабочих Ilva в адрес президента с просьбой не закрывать завод Джорджо Наполитано подчеркнул, что «следует найти компромиссное решение, которое бы, с одной стороны, уважало заключение суда, а с другой – давало возможность обеспечить дальнейшую эксплуатацию предприятия, являющегося крупнейшим работодателем региона». Почему президент является столь ярым сторонником сохранения завода, он объяснил в том же письме: «Будучи в 1959-1960 годах молодым членом парламента от юга Италии, я последовательно отстаивал идею строительства в Таранто нового металлургического комбината, что могло бы существенно ускорить развитие южного региона нашей страны. Я думаю, мы обязательно найдем то решение, которое удовлетворит все стороны конфликта».
В середине августа текущего года министр окружающей среды Италии Коррадо Клини и министр экономического развития Коррадо Пассера совершили поездку в Таранто, где провели переговоры с представителями местной администрации, суда, руководства комбината, профсоюзами и прочими заинтересованными сторонами. Как заявил Клини после завершения переговоров, конфликт правительства с городским судом удалось уладить, не прибегая к высшей судебной инстанции страны. Что касается закрытых решением суда цехов, то стороны договорились, что условием возобновления работы комбината станет сооружение мощных очистных сооружений, которые компания построит под жестким контролем правительства и при его участии. В начале сентября текущего года премьер-министр Италии Марио Монти заявил о том, что итальянское правительство выделяет 4 млрд. евро на «урегулирование чрезвычайных экологических проблем в стране и очистку загрязненных промышленных районов Италии», из которых 336 млн. евро предназначалось на реализацию мер по защите окружающей среды и стабилизацию экологической ситуации в Тарантно.
Наряду с этим, итальянские правительственные чиновники прямо заявили о том, что несмотря на решение суда функционирование комбината не может быть остановлено, поскольку это еще более усугубит и без того трудное положение всего промышленного сектора Италии, который никак не может выйти из рецессии. По оценкам правительства, закрытие завода будет стоить стране не менее 8 млрд. евро вследствие дополнительного импорта металла, поддержки оставшихся без работы местных жителей, падения налога на прибыль и снижения потребительской активности в регионе. Место Ilva на итальянском рынке стали, по прогнозам правительственных источников, сразу же займут такие гиганты, как ArcelorMittal, ThyssenKrupp и Tata Steel Europe, а также компании из России, Китая, Индии и Южной Кореи. После этих заявлений правительства состоялось очередное заседание итальянского суда, запретившего поставлять на крупнейший металлургический комбинат Европы сырье. Вероятность остановки производства на нем вновь стала более, чем реальной.
Более того, в конце сентября главный прокурор Таранто Франко Себастио отверг инвестиционный план на сумму 400 млн. евро по стабилизации экологической обстановки на комбинате Ilva, представленный его президентом Бруно Ферранте, что вновь породило серьезные вопросы о будущем этого предприятия. Впрочем, в том, что решение суда будет отрицательным, мало кто сомневался. Представители правительства тут же поспешили заявить, что это решение не приведет к полной остановке завода, а в течение октября текущего года для него будет оформлен новый Сертификат соответствия требованиям по экологической безопасности (обычно на это уходит несколько лет).
По мнению итальянских экспертов, сегодня все политические партии Италии выступают против закрытия Ilva. Это и понятно: в апреле будущего года в стране состоятся очередные парламентские выборы, и ни одна из них не хочет брать на себя бремя ответственности за судьбу почти 30 тыс. уволенных рабочих и полностью разрушенную экономику Таранто.
С точки зрения самих итальянских экспертов, полностью производство на меткомбинате остановлено в любом случае не будет, по крайней мере, до выборов и формирования нового правительства. Возможно, завод будет функционировать на 50-60% от своей мощности. В дальнейшем все будет зависеть от экономической ситуации в стране и широты полномочий нового правительства. Специалисты видят три варианта будущего Ilva: а) в эксплуатации останутся мощности по прокатке и конечной обработке стальной продукции, остальные участки будут закрыты; б) комбинат будет продан иностранному инвестору (называются компании из России, Китая и Бразилии); в) завод будет полностью закрыт. Отметим, что большинство как итальянских, так и международных аналитиков, придерживаются именно третьей версии дальнейшего развития событий на комбинате Ilva.
Впрочем, чем бы ни закончилась история с этим заводом, ее последствия могут быть весьма значимыми для всей европейской металлургической отрасли. Ожидается, что в ближайшее время и на других крупных европейских сталелитейных комбинатах пройдут углубленные экологические проверки, и от их результатов будет напрямую зависеть счастливое (или несчастливое) будущее их владельцев.