Евгения Сергиенко
Первое антидемпинговое расследование на российском авторынке, инициированное почти год назад компанией Sollers в отношении легких коммерческих автомобилей из Германии, Италии, Польши и Турции, обещают закрыть до конца года. Впрочем, ряд автопроизводителей и эксперты уверены, что расследование потеряло свою актуальность.
В ноябре прошлого года Минпромторг начал антидемпинговое расследование в отношении легких коммерческих автомобилей (LCV), импортируемых в Россию из Германии, Италии, Польши и Турции. Инициатором расследования выступила автомобильная компания Sollers, которая заявила, что автомобили из этих стран поставлялись в Россию по ценам значительно ниже тех, по которым они продавались в странах происхождения.
Под расследование попали автомобили LCV массой от 2,8 до 3,5 т в кузове «фургон», с дизельным двигателем рабочим объемом не более 3 тыс. куб. см, предназначенные для перевозки грузов весом до 2 т либо для комбинированной перевозки грузов и людей, ввозимые на единую таможенную территорию и происходящие из указанных стран. Как рассказал РБК daily представитель одной из компаний, под это расследование попали Volkswagen, Ford, Iveco, Peugeot-Citroen и еще несколько компаний.
В середине этого года расследование из Минпромторга было передано в Евразийскую экономическую комиссию, председателем которой является экс-глава Минпромторга Виктор Христенко. Как рассказал РБК daily директор департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК Владимир Ильичев, расследование еще продолжается. «Расследование еще не закончено, его срок заканчивается в ноябре этого года, но по нему планируется техническое продление», — отметил он. По его словам, ЕЭК рассчитывает завершить расследование до конца текущего года.
«С нашей точки зрения, это расследование уже не является актуальным. Sollers инициировала его с целью защитить Fiat Ducato, который в настоящее время ими уже не производится. Более того, наши коммерческие автомобили не конкурируют с продукцией Sollers, так как относятся к другому ценовому сегменту. Следовательно, импорт коммерческих автомобилей производства Volkswagen не может наносить ущерб интересам Sollers», — оценили расследование в Volkswagen.
В ЕЭК пояснили, что в случае доказательства нарушения в отношении этих стран могут быть установлены пошлины сроком до пяти лет либо экспортер должен будет принять ценовые обязательства, по которым цена поставляемого автомобиля будет не ниже согласованного уровня. «Если будет доказано, что из-за наличия демпингового импорта есть угроза или ущерб развитию внутренней отрасли, то будут введены меры защиты. Если оснований нет, то и введения пошлин или квот тоже нет», — пояснили в ЕЭК. В Sollers не стали ничего комментировать, объяснив это тем, что расследование пока не закончено.
По мнению аналитика ФГ БКС Игоря Краевского, идея антидемпингового расследования в отношении этих четырех стран сомнительна, так как продукция таких компаний, как Volkswagen или Daimler, явно дороже, чем продукция Sollers. «Скорее всего, компании, имеющие производство в России, такие как Volkswagen или Ford, с большой долей вероятности смогут избежать какого-либо наказания. Более того, партнер Sollers — Ford уже не поставляет Ford Transit из Турции, а производит в Елабуге, так что последствия для Ford вообще сводятся к минимуму», — рассуждает эксперт.