Развернувшаяся борьба между Владимиром Лисином и Владимиром Евтушенковым за блокпакет Первой грузовой компании (ПГК) быстро сошла на нет. Вчера РЖД определили покупателем бумаг ПГК ее основного акционера — принадлежащую Владимиру Лисину Независимую транспортную компанию, предложившую за 25% плюс одна акция компании 50 млрд руб. Заявка другого претендента — АФК «Система» — была отклонена из-за наличия у компании убытка в 13 млрд руб. Впрочем, «Система» не собирается отступать: корпорация намерена оспорить отказ в допуске к торгам.
Вчера РЖД завершили конкурентные переговоры с потенциальными покупателями 25% плюс одна акция ПГК — АФК «Система» и Независимой транспортной компанией» (НТК), по итогам которых лучшей была признана заявка НТК с ценой предложения 50 млрд руб., сообщила монополия. «Переговоры были тяжелыми, однако в итоге цену удалось поднять на 15%, до 50 млрд руб.», — сообщил РБК daily источник в РЖД. По его словам, монополию устраивает этот результат и теперь РЖД готовят предложения в совет директоров и правительство о заключении сделки с НТК. Вместе с тем известно, что другой претендент на блокпакет ПГК — «Система» — не был допущен к торгам. Причиной послужило наличие у компании убытка за прошлый год в размере 13 млрд руб. (по РСБУ). «При рассмотрении заявок РЖД руководствовались теми же критериями, что и при продаже контрольного пакета акций ПГК, а одним из них тогда была безубыточность компании, это было установлено правительством», — рассказал собеседник РБК daily.
В UCLH (объединяет транспортные активы Владимира Лисина, в том числе и НТК) заявили, что удовлетворены итогами переговоров. В АФК «Система», напротив, сообщили РБК daily, что намерены оспорить отказ в допуске компании к торгам. «Для нас это было полной неожиданностью. Мы точно будем оспаривать действия РЖД, еще не решили, каким образом, но будем», — заявил РБК daily президент корпорации Михаил Шамолин. По его словам, в представленных РЖД условиях не было указано, что критерий «безубыточность компании» оценивается исходя из российской отчетности. «Система» — публичная корпорация и отчитывается по международным стандартам, согласно которым компания завершила прошлый год с чистой прибылью в 218 млн долл., пояснил г-н Шамолин. «РЖД постоянно заявляют, что компании не хватает денег на строительство дорог, но почему тогда они не допустили конкурентные торги, ведь мы могли предложить большую сумму», — заявил глава «Системы».
На данный момент структура Владимира Лисина — UCLH уже контролирует НТК 75% минус две акции ПГК, которые были приобретены за 125,5 млрд руб. в ходе прошедшего осенью 2011 года аукциона. РЖД могли бы рассчитывать на большую сумму от продажи этого актива, однако торги по продаже акций ПГК прошли практически без борьбы. В конце мая 2012 года транспортный холдинг г-на Лисина выставил оферту РЖД на оставшийся пакет ПГК, оценив его в 45 млрд руб. Железнодорожная монополия не возражала против этой сделки, но требовалось одобрение правительства. Однако Росимущество потребовало от РЖД привлечь инвестконсультанта для «справедливой оценки стоимости актива» и дать возможность другим претендентам побороться за акции ПГК. В результате конкуренцию UCLH составила АФК «Система», ранее не проявлявшая интереса к грузовой компании. В ответ глава РЖД Владимир Якунин завил, что «не видит большого смысла в участии АФК «Система» в торгах по продаже ПГК». Тем не менее именно участие «Системы» позволило РЖД получить более высокую цену.
Отклонять заявку АФК «Система» из-за убыточности компании было совершенно бессмысленно со стороны РЖД, уверен директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, этот критерий никогда не был и не является определяющим фактором при выборе покупателя для продажи того или иного актива. Учитывая амбиции АФК «Система», за блокпакет ПГК компания могла бы заплатить не менее 60 млрд руб., уверен Михаил Бурмистров. С самого начала было ясно, что никакого экономического смысла для АФК «Система» блокпакет ПГК не имеет, поэтому, на мой взгляд, для компании это небольшая потеря, возражает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Другое дело с UCLH, для которого этот актив был очень важен, рассуждает аналитик.