Напомним, ThyssenKrupp продает 73% акций меткомбината в Бразилии, выпускающего до 3 млн. тонн товарных слябов в год и прокатного предприятия в США годовой производительностью 3 млн. тонн плоского проката.
Как сообщило Reuters, заявки на эти предприятия подали корпорации Arcelor Mittal, корейская Posco, китайская Baosteel, японская JFE Steel, американские US Steel и Nucor, а также бразильская CSN. Таким образом, в список покупателей вошли ведущие металлургические компании мира. Правда, пока неизвестно, на какие именно объекты они претендуют. По предварительным данным, можно предположить, что бразильский производитель слябов интересен прежде всего для потенциальных покупателей из Азии, а американский завод — для американцев. И только бразильская CSN, согласно заявлениям своего руководства, готова приобрети оба предприятия.
Как заявляют представители ThyssenKrupp, германская корпорация хочет получить за свои заводы по меньшей мере 7 млрд. евро, что соответствует их нынешней балансовой стоимости. Однако, по оценкам аналитиков, совокупный объём сделок вряд ли превысит 3-4 млрд. евро. По предварительным оценкам, подразделение ThyssenKrupp по итогам этого года понесет убытки в размере порядка 1 млрд. евро.
Если ThyssenKrupp имеет все шансы на продажу своих предприятий (при условии достаточной уступчивости в ценовых вопросах), то правительство Сербии никак не может снова приватизировать единственный интегрированный меткомбинат Zelezara Smederevo, который еще весной этого года был передан властям страны прежним собственником — американской компанией US Steel — за символическую сумму в 1 доллар.
Правительство Сербии уже как минимум дважды объявляло торги по предприятию, способному выплавлять до 1,8 млн. тонн стали в год и выпускать качественный горячий и холодный прокат. Однако покупателей так и не нашлось. В результате предприятие в июле было остановлено и простаивает до сих пор, хотя ранее планировалось снова запустить его в сентябре. Но кризис в Евросоюзе, являющемся главным рынком сбыта для Zelezara Smederevo, и падение цен до самого низкого уровня почти за три года не оставляет пока заводу никаких шансов.
Теперь власти объявили очередной тендер на конец сентября. Потенциальные покупатели должны иметь не менее 2 млрд. долларов годового дохода, также от них требуется четырехлетний инвестиционный план на сумму не менее 50 млн. евро. Впрочем, как отмечают аналитики, чтобы Zelezara Smederevo снова стал рентабельным, его надо ориентировать на новые рынки сбыта.
Согласно последним слухам, возможным покупателем сербского предприятия называют российскую компанию “Уралвагонзавод”. Впрочем, ранее Zelezara Smederevo связывали с несколькими украинскими и российскими компаниями, включая “Донецксталь” и группу “Метинвест”. Пока эти слухи не подтвердились.
Интересную инвестиционную программу анонсировало в начале октября руководство корейской Posco. Эта корпорация, ранее заявлявшая о намерении строить меткомбинаты в Индии и странах Юго-Восточной Азии, решила изменить направление инвестирования и вложить крупные средства в создание до 200 совместных предприятий с производителями автомобильных деталей и узлов — преимущественно американскими. По словам представителей Posco, компания считает очень перспективной вертикальную интеграцию с потребителями высококачественной стальной продукции специализированного назначения и намерена расширить НИОКР в области создания новых марок стали для автомобильной промышленности.
Без изменений к лучшему
Во вторую неделю октября на мировой рынок вернулись китайские компании, пропустившие начало месяца в связи с празднованием очередной годовщины основания Китайской Народной Республики. Как и планировалось, они попытались поднять внутренние и экспортные котировки на стальную продукцию. Особенно резко взлетели цены на горячекатаные рулоны. Если в конце сентября их стоимость, как правило, не превышала 530 долларов за тонну FOB, то после праздников она достигла 550 долларов за тонну FOB, а некоторые компании предлагают эту продукцию более чем по 560 долларов за тонну FOB. Китайская толстолистовая сталь подорожала до 535-550 долларов за тонну FOB.
Однако за пределами Китая никакого повышения пока не наблюдается. Наоборот, металлургические компании из ряда стран вынуждены продолжать снижать котировки ради заключения контрактов. Так, корейские и японские производители горячего проката по-прежнему предлагают свою продукцию по 520-560 долларов за тонну FOB, что практически соответствует уровню конца сентября. В последнюю неделю опустились внутренние котировки на плоский прокат в Индии и Турции. Из-за этого металлургические компании из России и Украины были вынуждены снова пойти на уступки. В частности, стоимость горячекатаных рулонов производства СНГ сократилась до 510-530 долларов за тонну FOB.
Европейские компании из-за слабого спроса и расширения низкоценового импорта из СНГ и Китая также продолжают отступление. Итальянские производители уже предлагают горячекатаные рулоны по 440-450 евро за тонну EXW, а холоднокатаные и оцинкованную сталь — по 510-530 евро за тонну EXW. Впрочем, и в более благополучных странах Центральной Европы горячий прокат уже практически невозможно продать дороже 500 евро за тонну EXW. Продолжает дешеветь и европейский длинномерный прокат. Экспортные котировки на испанскую и итальянскую арматуру сократились до 460-470 евро за тонну FOB.
Стремление китайских компаний поднять цены при экспорте длинномерной продукции на 30-50 долларов за тонну по сравнению с концом сентября не сделало потребителей этой продукции более уступчивыми. Наоборот, покупатели в странах Ближнего Востока оказывают все более серьезное давление на продавцов, вынуждая их все сильнее сбавлять цены. Так, турецкие производители арматуры, столкнувшиеся в октябре с падением спроса на внутреннем рынке, сбросили экспортные котировки до 570-580 долларов за тонну FOB, а заготовки производства СНГ подешевели до 500-510 долларов за тонну FOB. Причем, по мнению многих аналитиков, это ещё не предел отступления.
В целом настроения большинства участников рынка остаются пессимистическими, несмотря на все действия китайцев. В условиях глубокой депрессии в мировой экономике усилий одного игрока, пусть даже крупнейшего, может оказаться недостаточно, чтобы повернуть цены вверх.
Цены пустились вскачь
Возвращение китайских компаний на спотовый рынок железной руды после недельного отсутствия вызвало большой ажиотаж. Многие потребители расширили закупки, намереваясь пополнить запасы сырья после паузы, а поставщики, в свою очередь, воспользовались этим для подъема цен. Всего за три дня котировки на 63,5%-ный индийский концентрат прибавили более 10%, достигнув 120-122 долларов за тонну CFR — самого высокого показателя за последние два месяца.
Однако взлет цен оказался непродолжительным. Покупатели начали приостанавливать сделки, в результате чего котировки немного отступили, завершив неделю на уровне 117-118 долларов за тонну CFR. При этом аналитики не могут придти к согласию в дальнейших прогнозах. По мнению одних специалистов, понижение цен в конце прошлой недели является незначительной коррекцией, после чего руда вернется на отметку 120 долларов за тонну CFR и выше. Другие считают скачок до 120 долларов за тонну неоправданным и предсказывают возвращение котировок в район 100-110 долларов за тонну CFR.
Пока более правдоподобной выглядит вторая версия. Повышение цен на руду в начале прошлой недели однозначно связывалось с увеличением стоимости стальной продукции на китайском рынке. А оно было обусловлено ожиданиями металлургов и потребителей проката в отношении новых мер по стимулированию экономического роста. В нынешней ситуации, когда спрос на китайские экспортные товары снижаются в США и Западной Европе, обеспечить развитие китайской экономики можно только путем новых государственных инвестиций. Однако пока что власти КНР проявляют осторожность, опасаясь усиления инфляционных процессов и дестабилизации финансовой системы, так что рассчитывать на быстрое ускорение роста ВВП в Китае, пожалуй, не следует.
По мнению Департамента развития штата Западная Австралия, стоимость руды на мировом рынке в обозримом будущем вряд ли сможет существенно превысить 100 долларов за тонну FOB вследствие действия таких факторов, как снижение спроса на сырье со стороны Китая и избыток предложения со стороны ведущих мировых железорудных корпораций.
Судя по всему, с этим начинают соглашаться и сами поставщики руды. Так, австралийские компании Rio Tinto и BHP Billiton недавно анонсировали новые программы сокращения затрат, прежде всего на рабочую силу. Как отмечают эксперты, австралийский рынок труда в последнее время действительно был сильно перегрет. Даже рабочие низкой квалификации могли зарабатывать на западноавстралийских железорудных ГОКах более 100 тыс. австралийских долларов в год.