Елена УСЕНКО
Западная Африка, известная политической нестабильностью и низким уровнем жизни, постепенно становится крупным поставщиком железной руды, альтернативным Бразилии и Австралии.
В 2011 году африканские страны обеспечили около 3,4% мировой добычи железной руды, а к 2025 году смогут удовлетворить 10% мировых потребностей в этом сырье, считают аналитики консалтингово-исследовательской компании Frost & Sullivan.
Привлектальный регион
Способствовать росту горнодобывающей отрасли Западной Африки будет прежде всего спрос на железорудное сырье (ЖРС) в Китае. Согласно прогнозу Китайской ассоциации чугуна и стали (China Iron and Steel Association — CISA), спрос на сталь в Поднебесной вырастет к 2015 году примерно до 800 млн. тонн. Согласно пятилетнему плану для металлургической и горнодобывающей промышленности на 2011-2015 годы, к 2015 году ежегодная потребность Китая в железной руде вырастет до 1,13 млрд тонн. По данным MacKinsey Global Institute, к 2025 году городское население Китая вырастет на 350 млн. человек, превысив население США. И в связи с ростом темпов урбанизации китайский спрос на сырье будет продолжать расти.
Сейчас на мировом рынке ЖРС наблюдается спад, но в долгосрочной перспективе цены на руду будут расти от того уровня, на котором они стабилизируются через пять-шесть лет. К тому времени существенный объем импорта железной руды в Китай будут обеспечивать проекты с китайскими инвестициями. Крупнейшие меткомпании Китая (Baosteel, Wuhan, Anshan) активно инвестируют в железорудные активы за рубежом. Wuhan планирует достичь самообеспечения железной рудой к 2015 году. Китайский конгломерат Hanlong Group недавно сообщил, что австралийская Sundance Resources, которая занимается добычей железной руды в Центральной Африке, приняла предложение о поглощении. В частности, Sundance рассчитывает ежегодно добывать 35 млн. тонн железной руды на месторождении, расположенном на границе между Камеруном и Республикой Конго.
Китай инвестировал значительные средства в горнодобывающую отрасль Западной Африки. Поднебесная финансирует проекты по добыче сырья и развитию инфраструктуры, а также заключает долгосрочные договора на закупку продукции. В дальнейшем две трети железной руды африканского происхождения будут направляться в Китай.
Инвестируют в масштабные проекты в регионе Arcelor Mittal и “Северсталь”. В частности, Arcelor Mittal владеет месторождениями в Сенегале и Либерии и уже начала поставки продукции из Либерии. “Северсталь” разрабатывает в этой стране проект Putu с запасами руды 3,2 млрд тонн при ожидаемом запуске производства в 2017-2018 годах.
Пути географической диверсификации ищут и горнорудные игроки Австралии, в том числе вследствие недавно введенного налога на сверхприбыли добывающих компаний. Проекты по добыче железной руды в регионе запускают около двадцати горнорудных компаний, включая “большую тройку” — Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. За последний год в экспуатацию введены три новые шахты суммарной годовой мощностью 1,5 млн. тонн. По данным Frost & Sullivan, в Западной Африке запланированы пятнадцать железорудных проектов, суммарные капиталовложения в которые составят 36,93 млрд. долларов в период с 2012 по 2017 годы.
Местные трудности
Одной из основных проблем региона (не только для горнорудной отрасли) является отсутствие работоспособной портовой и железнодорожной инфраструктуры, которая могла бы обеспечить необходимый уровень экспорта железной руды.
Разработка железорудных проектов в Западной Африке способствует инвестированию в инфраструктуру. Как отмечают эксперты Frost & Sullivan, в регионе запланировано строительство примерно 5 тыс. километров железных дорог и одиннадцать новых портов. При этом ожидается, что строительство и реконструкция дорог, портов и железнодорожных магистралей будет способствовать увеличению прямых иностранных инвестиций в добывающую отрасль. Однако проблемой остается недостаточно высокий темп реализации инфраструктурных проектов, что сдерживает развитие неосвоенных территорий.
Серьезные проблемы для долгосрочного инвестирования в регионе представляют также такие факторы, как коррупция, политическая нестабильность, ограничения в энергоснабжении, финансовые требования, нехватка горно-шахтного оборудования и расходных материалов.
Например, чтобы удовлетворить спрос на электроэнергию, который растет ежегодно на 10%, до 2020 года необходимо дополнительно ввести энергогенерирующих мощностей на 25 тыс. МВт. В настоящее время спрос на электроэнергию со стороны развивающейся горнодобывающей отрасли не удовлетворяется.
Насколько рискованным является инвестирование в Западной Африке на собственном опыте убедились Rio Tinto, Vale, Arcelor Mittal. Правительство Гвинеи в 2008 году отобрало у Rio Tinto два блока на месторождении Simandou, передав их компании BSG Resources. Vale только до конца 2012 года сможет окончательно определиться относительно судьбы проекта на месторождении Simandou, которое она разрабатывает совместно с BSG. Пересмотр планов связан с принятием нового горнодобывающего кодекса, который значительно повысил финансовые требования к инвесторам. Правительство Сенегала подало иск против Arcelor Mittal в связи с затягиванием сроков по проеку Faleme. До этого, в 2007 году, власти страны отобрали проект у южноафриканской Kumba Iron Ore, чтобы передать его Arcelor Mittal. А индийской Tata Steel вообще пришлось отказаться от проекта в Кот-д’Ивуаре из-за вмешательства ЮНЕСКО.
По словам старшего консультанта консалтинговой компании Аfrica Рractice Тома Уилсона, новоявленные правительства региона хотят получать хорошие дивиденды от имеющихся природных ресурсов, что увеличивает риски национализации активов. Подобного рода политика, проводимая правительствами стран Западной Африки, отрицательно сказывается на стабильности и предсказуемости инвестиций в горнодобывающую отрасль. Чтобы решить эту проблему, экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS) до конца 2012 года внедрит унифицированный устав горнодобывающей отрасли. Пятнадцать стран — участников ECOWAS должны будут привести свое законодательство в соответствие с уставом до 2014 года.