Виктор Тарнавский
Процессы, которые происходили в этом году на мировом рынке металлургического сырья, привели к некоторым изменениям направлений поставок товарного чугуна. В частности, в последние два-три месяца практически не ведут экспортных операций индийские производители, которые не могут предложить конкурентоспособные цены вследствие повышения курса местной валюты по отношению к доллару и относительно высокой себестоимости.
Впрочем, в нынешней ситуации, сложившейся на рынке товарного чугуна, индийская продукция, действительно, была бы лишней. Спрос на этот материал сосредоточен, в основном, всего в некоторых странах, и ни одна из них не демонстрирует в последнее время расширения потребностей. Так, в Азии чугун находится примерно в таком же положении, что и заготовки. На внимание корейских и тайванских покупателей претендуют поставщики из России, Бразилии, Японии и Китая, причем, объем предложения относительно постоянен, а спрос с конца лета постоянно находится на низком уровне.
Цены на чугун в Азии за последние два месяца сократились более чем на 10%. В начале второй половины октября наиболее конкурентные предложения выставляли японские и китайские компании – порядка $380-390 за т CFR. Российская продукция котируется на уровне $400-410 за т CFR при поставках как через дальневосточные, так и через черноморские порты, однако спросом практически не пользуется. По аналогичной причине в октябре на азиатском рынке до последнего времени не был представлен и бразильский материал, однако недавно поставщики, сбавив цены до около $390 за т CFR, смогли заключить несколько сделок.
По мнению наблюдателей, стоимость чугуна на Дальнем Востоке достигла минимального значения либо близка к нему. Усилия китайских компаний по подъему цен на длинномерный прокат и относительная стабилизация регионального рынка металлолома должны принести свои плоды, хотя спрос на товарный чугун в обозримом будущем, очевидно, останется низким. Кроме того, росту цен на чугун, вероятно, будет способствовать некоторое подорожание железной руды.
В Европе рынок, скорее всего, уже достиг «дна», после чего в регионе ожидается незначительное повышение котировок. Итальянские и турецкие металлурги, являющиеся крупнейшими импортерами товарного чугуна в регионе, во второй половине октября возобновили закупки, позволив украинским поставщикам стабилизировать экспортные цены на уровне $350-360 за т FOB, а российским – $360-370 за т FOB. Соответственно, стоимость товарного чугуна из СНГ в Италии составляет $375-395 за т CFR, а в Турции – $365-380 за т CFR.
Судя по всему, в дальнейшем котировки могут закрепиться на этом уровне благодаря восстановлению рынка длинномерного проката в Средиземноморье, но и возможностей для существенного повышения производителям, скорее всего, не представится. Ноябрьские контракты уже, в основном, заключены, а в декабре-январе многие итальянские заводы планируют приостановить выпуск стальной продукции.
В США сообщение о закрытии для проведения краткосрочных ремонтов трех предприятий компании Nucor, крупнейшего в стране потребителя товарного чугуна, привело к падению цен в первой половине октября. Однако это понижение способствовало заключению новых сделок в середине месяца. Поставщики из Бразилии и СНГ пошли на уступки, а потребители пришли к выводу о том, что котировки уже сократились до минимума – $375-380 за т CFR. Правда, в ноябре бразильские компании планируют вернуть цены на сентябрьский уровень – $400 за т CFR и более, однако специалисты сомневаются, что это произойдет.
Скорее всего, для товарного чугуна, как и для готовой стальной продукции, конец текущего года станет временем стагнации. Дальнейшего падения цен больше не произойдет, однако котировки стабилизируются на низком уровне.