Вчера окончательно определился круг претендентов на госдоли в "Эльгаугле" и "Якутугле", которые будут выставлены на аукцион в пятницу. Подано всего три заявки. Несмотря на то, что участниками конкурса могут быть только российские компании, один из конкурсантов представляет интересы Arcelor Mittal.
Прием заявок на участие в конкурсе по продаже государством 75% минус одна акция "Якутугля" и 68,86% акций "Эльгаугля" завершился вчера в 17.00. Источники , знакомые с ходом подготовки конкурса, говорят, что поступило три заявки: от ЗАО "Якутские угли - Новые технологии" (ЯУНТ), ОАО "Мечел" и ООО "Колорпрофиль". Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также получила три заявки на якутские компании, причем среди претендентов есть иностранная компания.
В ОАО "Мечел" подтвердили подачу заявки и желание участвовать в конкурсе. Учредителем ЯУНТ является ИГ АЛРОСА, в которой 50% принадлежат АЛРОСА, а остальные акции - менеджменту ИГ. По данным источника, близкого к конкурсному комитету, учредителем ООО "Колорпрофиль" выступила зарегистрированная во Франции Arcelor Construction France, представляющая интересы крупнейшей в мире сталелитейной компании Arcelor Mittal. Как утверждает собеседник Ъ, АЛРОСА участвует в конкурсе лишь "для кворума", а настоящая борьба развернется между "Мечелом" и Arcelor Mittal.
ОАО "ХК 'Якутуголь'" добывает коксующийся и энергетический уголь открытым и подземным способами на Нерюнгринском разрезе (8,5 млн тонн в год). ОАО "Мечел" принадлежит 25% плюс одна акция "Якутугля", правительству Якутии - 75% минус одна акция (эти бумаги и продаются).
ОАО "Эльгауголь" владеет лицензией на разработку Эльгинского угольного месторождения с общими запасами 2,2 млрд тонн. ОАО "Российские железные дороги" принадлежит 29,5% акций, властям Якутии - 39,36% (эти пакеты продаются), ЗАО "Восточная строительная контрактная корпорация" - 28,79%, "Якутуглю" - 2,35%. По словам главы "Эльгаугля" Мухамеда Циканова, в освоение месторождения необходимо вложить более $3 млрд, проект окупится более чем через десять лет.
Начальная цена лота установлена в размере 47,396 млрд. руб. ($1,84 млрд). Шаг торгов - 100 млн руб. В состав лота наряду с акциями входит комплекс недвижимого имущества: железнодорожный подъездной путь и автодорога от Зейска к Эльгинскому месторождению. На покупателя якутских угольных активов налагается условие ввести в постоянную эксплуатацию железную дорогу Улак-Эльга не позднее 30 сентября 2010 года.
Последнее условие, по мнению источника в правительстве Якутии, отпугнуло многих потенциальных претендентов на угольные компании. Косвенно это подтвердил источник Ъ в холдинге "Базовый элемент", который ранее сообщал об интересе к якутским активам. В качестве одной из причин отказа от борьбы собеседник Ъ назвал "неясность по финансированию значительной транспортной составляющей проекта". Японские Sumitomo и Mitsui согласились на роль партнеров победителя конкурса. В Glencore, Evraz Group и Новолипецком меткомбинате, также называвшихся среди потенциальных претендентов на "Якутуголь" и "Эльгауголь", вчера комментировать ситуацию вокруг конкурса отказались.
Мнения опрошенных аналитиков в отношении победителя конкурса разделились. По словам Евгения Буланова из ИК "Центринвест Секьюритис", у "Мечела" как владельца доли в "Якутугле" "большая мотивация, подкрепленная синдицированным кредитом в размере $1 млрд от банка Sumitomo". У Arcelor Mittal также большие возможности. "На балансе компании на конец первого полугодия было порядка $6,7 млрд свободных средств,- поясняет Михаил Пак из ИГ 'Капиталъ'.- Для Arcelor Mittal это хорошая возможность войти на российский рынок". Но аналитик Собинбанка Николай Сосновский уверен, что "такой перспективный актив" не отдадут иностранцам, а тем более Arcelor Mittal - после прошлогодней неудачи "Северстали" по слиянию с Arcelor.