Париж подумывает о национализации. Промышленный концерн Thyssen уходит в оффшорную зону. В Италии разгорается драма компании Ilva. Брюссель начинает реагировать
В войне производителей стали все позволено: игра без правил, ядовитые выпады и удары ниже пояса. На кон поставлены миллиардные инвестиции, которые обеспечивают десятки тысяч рабочих мест. Во Франции президент Франсуа Олланд подумывает о национализации заводов, которые индийская группа Mittal хотела бы частично закрыть. Мэр Лондона Борис Джонсон, находившийся с визитом в Индии, подлил масла в огонь: «Кажется, в Париже правят санкюлоты. Бегите прочь, пока вас не отправили на гильотину».
Европейская войн
В Европе, пребывающей в кризисе, французы замыкаются в себе, англичане провоцируют, немцы уходят в оффшорную зону, а итальянские предприятия, вся прибыль которых арестована из-за расследования в связи с загрязнением окружающей среды, рискуют стать легкой добычей.
Кризис в сталелитейной промышленности не является новостью, он возник из-за увеличения стоимости производства стали, высоких цен на энергию и на сырье. Отличительной его чертой является то, что рынок контролируется азиатскими развивающимися державами. Китай занимает первое место, на его долю приходится 40% мирового производства стали. В Старом свете Германия вышла на седьмое место в мире, Турция - на десятое, а Италия - на одиннадцатое место.
Компании Ilva оказалась в рискованной и тяжелой ситуации. Если реконструкция ее предприятий в соответствии с экологическим законодательством под руководством правительства потерпит неудачу, то завод в Таранто может стать лакомым куском для восточных колоссов, он может быть куплен европейскими соперничающими компаниями или предоставлен своей судьбе, так как тогда одним конкурентом станет меньше.
Социалистическое правительство Франсуа Олланда пытается решить проблемы оригинальным путем. В 2005 году после объединения Arcelor и Mittal Steel в результате сделки стоимостью в 26 миллиардов (до этого предложение Mittal в Arcelor считали враждебным) во Франции обосновалась крупнейшая металлургическая компания мира, которая в 2011 году произвела 97,2 миллиона тонн стали. Компания дает работу 260 тысячам человек, из них 20 тысяч работают во Франции, где Mittal Steel контролирует 21 завод. Однако даже индийский колосс пересматривает свои планы: в октябре была остановлена работа доменных печей в кантоне Флоранж в Лотарингии.
Возможная национализация
Сначала Париж попытался найти новых покупателей на часть заводов, которые Mittal хочет закрыть. Но кандидаты хотели бы купить все предприятия целиком. Министр промышленного развития Арно Монтебур (Arnaud Montebourg) предложил дерзкий план В, а именно - принудительную национализацию, по крайней мере, временную. В атмосфере нерешительности этот план приобретает все больше сторонников: 40 депутатов уже заявили о своей поддержке проекта.
Лондонские сирены
Великобритания пытается извлечь выгоду из этой ситуации. С тех пор как Олланд объявил о налоге в 75% на наиболее высокие доходы, Великобритания пытается привлечь разочарованных инвесторов. Мэр Лондона Борис Джонсон, находившийся с визитом в Индии, сделал политически некорректное заявление: «Кажется, в Париже правят санкюлоты. Бегите прочь, пока вас не отправили на гильотину». Есть надежда, что Миттал, по размеру богатства занимающий 21-ое место в мире (его дочь отпраздновала свою свадьбу в Версале) и являющийся резидентом Лондона, что делает его самым состоятельным английским налогоплательщиком, окончательно переберется по ту сторону Ла-Манша.
Компания Thyssen тоже подумывает о реорганизации
Правда заключается в том, что европейский рынок потерял свою привлекательность. По слухам, даже немецкая компания ThyssenKrupp, в 2011 году занимавшая по объему выпуска стали первое место в Европе и шестнадцатое в мире (данные Всемирной ассоциации производителей стали), подумывает о том, чтобы переместить центр своего производства. В августе в результате кризиса производство стали в Германии снизилось на 7,1%.
В Италии компания Thyssen закрыла свои заводы в Терни в Умбрии и в Берко в Эмилии-Романье, но она планирует закрыть и свои сталелитейные заводы на родине: в Крефельде и в Бохуме. Компания заявила, что заказы снизились на 6%, по сравнению с 2011 годом, и с первого августа ввела короткую рабочую неделю до декабря для 2 тысяч сотрудников. В Рурской области, где много шахт, число безработных достигло 8%, а в больших городах – 11%.
19 тысяч работников в Китае и Индии
Дела группы плохо идут и в Америке. В конце июля агентство Reuters сообщило точку зрения банкира, близкого к делам немецкой компании: в мае группа Thyssen решила подыскать состоятельного партнера, чтобы разделить затраты на производство стали в Америке. У Thyssen есть заводы в Бразилии, США покупают все меньше. Если эта программа не будет выполнена, ей есть альтернатива: сократить дорогостоящее производство в Европе и сделать ставку на Азию, где только в Китае и Индии на компанию уже работают 19 тысяч человек.
Через 20 лет ЕС готовит континентальный план
Итак, война носит глобальный характер. Первого октября 2012 года слияние двух японских компаний Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries (6-ое и 27-ое место по объему производства соответственно по рейтингу 2011 года) привело к созданию второго по величине мирового гиганта. При этом деловая ось сместилась еще больше к востоку.
Соединенные Штаты отреагировали на наступление со стороны Востока введением значительных пошлин. К примеру, в 2010 году Вашингтон на 16% поднял пошлины на импорт стальных труб, сделанных в Китае. Европа со своим самым свободным рынком в мире выбрала другую стратегию. Снижение производства стали подтолкнуло Европейскую комиссию к вмешательству после того, как двадцать лет не проводилось никакой промышленной политики.
Брюссель начинает реагировать. После первой встречи с главами европейской промышленности в конце июля 20 сентября 2012 года Брюссель официально начал подготовку европейского плана в области производства стали с целью сделать его более конкурентоспособным.
Ключевыми моментами дискуссии являются снижение стоимости производства и необходимость переговоров с такими коммерческими партнерами, как Индия, которая ввела пошлины на импорт сырья.
Согласно первым сообщениям, Европейский Союз может ответить на растущий протекционизм, сделав ставку на затраты по охране окружающей среды. Например, Италия предложила ввести налог на металлолом. Этот товар, который становится все более редким и дорогостоящим, мы продаем США и Китаю. Для группы Riva, «самой маленькой среди великих», занимающей 21-ое место в мировой классификации и до сих пор отрицательно относившейся к переносу производства в развивающиеся страны (ее деятельность за пределами ЕС ограничивается одним заводом в Тунисе и одним в Канаде) – это парадокс. Ключом к будущему выживанию может стать защита окружающей среды, на что до сих пор обращалось слишком мало внимания.