Виктор Тарнавский
В ноябре российские и украинские компании, сделав попытку повышения экспортных котировок на плоский прокат, так и не достигли существенных результатов. Декабрьские контракты на поставки горячекатаных рулонов в Турцию, страны Африки и Ближнего Востока были заключены на уровне $510-520 за т FOB для российской продукции и $500-510 за т FOB для украинской. Только в конце ноября украинский горячий прокат подорожал примерно до $515 за т FOB. Цены на холоднокатаные рулоны так и остались в интервале $590-610 за т FOB, а коммерческая толстолистовая сталь украинского производства стабилизировалась на отметке $530-540 за т FOB.
По словам трейдеров, спрос был довольно оживленным, но не выдающимся. Повышению цен препятствовали такие факторы как экономический спад в Европе и вызванные им поставки дешевого европейского (итальянского и балканского) проката на ближневосточный рынок, замедление темпов роста в Турции, низкая инвестиционная активность в странах Ближнего Востока, а также избыток предложения. Как и в других регионах мира, баланс спроса и предложения на рынке плоского проката оказался неблагоприятным для поставщиков.
Так, например, в странах Персидского залива во второй половине ноября повышенную активность проявляли азиатские компании. Сообщалось, в частности, о предложениях японских горячекатаных рулонов в ОАЭ и Саудовскую Аравию по $560-570 за т CFR и индийских – по $560-565 за т CFR. Украинская и китайская продукция, котировавшаяся на уровне $570-585 за т CFR, поэтому не вызывала особого интереса у местных потребителей. В целом горячий прокат приобретался, в основном, производителями труб, в то время как спрос со стороны дистрибуторов во второй половине ноября был минимальным.
В Турции основной проблемой стала депрессия в ведущих металлопотребляющих отраслях. По данным местных источников, строительство и автомобилестроительная промышленность стагнируют, причем, никаких улучшений здесь не предвидится и в будущем году. Производство бытовой техники сократилось из-за падения объемов импорта в ЕС.
Кроме того, в Турции нарушился внутренний рыночный баланс. За первые девять месяцев текущего года турецкий импорт плоского проката уменьшился только на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3,7 млн. т, в то время как экспорт горячекатаных рулонов сократился на 66%, до менее 440 тыс. т. При этом, по сравнению с прошлым годом более в 5 раз упали поставки турецкого горячего проката в Италию и почти в 3,5 раза – в страны Бенилюкса. Не удивительно, что из-за неблагоприятной конъюнктуры ММК Metalurji, турецкое подразделение Магнитогорского меткомбината, с 1 декабря приостановил выплавку стали.
Однако в последних числах ноября средиземноморский рынок стали резко оживился вследствие скандала с итальянским меткомбинатом Ilva. Крупнейшее металлургическое предприятие в Западной Европе оказалось на грани закрытия из-за высокого уровня загрязнения окружающей среды и ареста семи топ-менеджеров группы Riva, которой принадлежит комбинат.
Турецкие и египетские поставщики уже сообщают о появлении новых заказов со стороны итальянских трейдерских компаний. При этом, металлурги предлагают горячий прокат не менее чем по $580 за т FOB, хотя импортеры пока что согласны только на $575 за т FOB. На этой волне турецкие производители листовой стали также приняли решение о повышении внутренних цен на горячекатаные рулоны до $580-590 за т EXW, а толстолистовой стали – до более $600 за т EXW.
Воспользовались представившейся возможностью и экспортеры из СНГ. Российские горячекатаные рулоны подорожали для турецких покупателей до $540-545 за т FOB, а украинские – до около $530 за т FOB с поставкой в январе. Украинская и российская толстолистовая сталь прибавила за последнюю неделю около $10 за т, до $540-555 за т FOB.
Судя по всему, эти котировки могут удержаться и даже прибавить, если проблемы на комбинате Ilva продолжатся и, как минимум, часть мощностей завода останутся выведенными из строя. Однако если кризис быстро разрешится, то цены на плоский прокат в регионе, очевидно, снова пойдут вниз. Реальное потребление этой продукции остается относительно слабым.