Юлия Галлямова
Интрига вокруг Ванинского морского торгового порта наконец подошла к концу: 55-процентная доля государства досталась «Мечелу» Игоря Зюзина, предложившему за актив в 10 раз больше стартовой цены — 15,5 млрд руб. Расходы группы на покупку Ванино могут увеличиться еще примерно на 5,6 млрд руб., ведь крупнейший миноритарий порта — En+ Group Олега Дерипаски — уже дал понять, что ожидает обязательную оферту. Однако, учитывая высокий уровень долговой нагрузки «Мечела», оплата покупки может оказаться для компании проблематичной.
В пятницу состоялись торги по продаже 73,33% голосующих акций государства (55% уставного капитала) в порту Ванино. Победителем была признана транспортная структура группы «Мечел» — «Мечел-Транс», предложившая при стартовой цене в 1,5 млрд руб. максимальные 15,5 млрд руб. Остальные претенденты оценили актив куда более скромно. En+ Group (контролирует около 21,64% голосующих акций, или 28,12% уставного капитала Ванино) готова был заплатить 10,6 млрд руб., «Сибирский антрацит» (входит в группу Alltech, владеет 50% в «Универсальном порту Находка») — 5,6 млрд руб., еще по 5,6 млрд и 4,6 млрд руб. предложили две структуры Лисина («Порт Инвест» и «Морской порт Санкт-Петербург»). Ставки двух других участников — «Междуречье» (принадлежит «Сибуглемету») и СУЭК — остановились на отметках 4,9 млрд и 3,7 млрд руб. соответственно.
В «Мечеле» не стали комментировать итоги аукциона, напомнив лишь, что «победитель будет утвержден распоряжением правительства». Между тем в En+ Group уже заявили, что ожидают оферту, которую по закону должен им сделать покупатель госпакета. Исходя из предложенных «Мечелом» 15,5 млрд руб. за 73,33% акций государства, доля En+ Group обойдется группе примерно в 4,5 млрд руб.
Стоит отметить, что на данный момент у «Мечела» довольно затруднительное финансовое положение. По итогам первого полугодия общий долг компании составил 8,8 млрд долл., чистый долг — 8,7 млрд руб. Чтобы снизить уровень долговой нагрузки, в сентябре группа выставила на продажу 14 своих предприятий, в числе которых 25-процентная доля в «Мечел-Майнинге» и металлургические заводы в Румынии и на Украине. До сих пор ни одно из этих предприятий не было продано, а на некоторых и вовсе приостановлено производство.
О том, что «Мечел» проявляет интерес к порту Ванино, стало известно еще в марте. Компания уже контролирует морской порт Посьет в Приморье, через который экспортирует коксующиеся угли в Японию и Корею. Также «Мечел» получил разрешение на строительство в северной части бухты Мучка (возле Ванино) угольного терминала мощностью 20—25 млн т в год.
Думаю, «Мечел» все-таки исполнит свое обещание и заплатит за актив из средств, привлеченных на рефинансирование долга, говорит Олег Петропавловский из БКС. Елена Юшкова из ИФК «Солид» также считает, что «Мечел» оплатит покупку из привлеченного недавно синдицированного кредита объемом 2,7 млрд долл. Однако с учетом высокой долговой нагрузки компании и продолжающегося падения цен на металлы и железорудное сырье вряд ли подобную покупку можно считать удачной, отмечает аналитик.
«Мечел» рассчитывает довести грузооборот порта до 7 млн т в год, что позволит им сэкономить 12 долл. за тонну, или 84 млн долл. в год, посчитал Олег Петропавловский. Это неплохие результаты, учитывая то, что со следующего года тарифы на перевалку на Дальнем Востоке будут дерегулированы и «Мечел» сможет работать по рыночным ставкам, но все же это очень дорогое для компании приобретение, считает аналитик.
Стоит отметить, что государство пыталось продать свою долю в Ванино еще прошлой весной. Однако победитель прежних торгов — «Сэлтехстрой», предложивший тогда за пакет 10,8 млрд руб., впоследствии не смог оплатить покупку. На этот раз организаторы торгов — «ВТБ Капитал» — решили подстраховаться и обязали всех участников предоставить безотзывную банковскую гарантию на 3 млрд руб. Таким образом, если нынешний победитель не сможет закрыть сделку, эти деньги получит казна.