Виктор Тарнавский
В начале декабря котировки на железную руду на спотовом рынке пошли вверх. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата вышла на отметку $125 за т CFR, что в последний раз наблюдалось в июле текущего года. После продолжительной стагнации покупательская активность на рынке пошла вверх, а поставщики сырья ожидают сохранения относительно высоких цен, как минимум, до конца года.
Основной причиной подорожания руды специалисты называют увеличение спроса со стороны Китая. В ноябре китайские компании импортировали 65,8 млн. т ЖРС, что представляет собой один из самых высоких показателей за этот год. Всего в январе-ноябре объем закупок достиг 672,9 млн. т – на 8,2% больше, чем за тот же период годом ранее. Китайские металлургические компании не снижают объемов выпуска, так как рассчитывают на расширение спроса на металл со стороны национальной промышленности. К тому же, внутренние цены на стальную продукцию в Китае в последнее время снова пошли вверх.
Правда, как отмечают аналитики, подъем на китайском рынке железной руды, скорее всего, имеет кратковременный характер. Судя по всему, трейдеры и металлургические компании создают запас сырья, опасаясь дефицита в начале будущего года. Все участники рынка помнят, как в начале этого года ливневые дожди в Бразилии и Австралии и морозы в Северо-Восточном Китае затрудняли поставки железной руды. Поэтому вполне естественно, что потребители желают застраховаться на случай повторения этих трудностей. Однако это означает, что в первом квартале 2013 года спрос на руду в Китае сократится, а цены пойдут вниз.
Тем не менее, ведущие железорудные компании по-прежнему настроены достаточно оптимистично в отношении ближайших перспектив рынка этого сырья. Одна только бразильская Vale, поставляющая значительную часть своего материала в страны Европы и Персидского залива, намерена в будущем году несколько сократить выпуск ЖРС – от 312 млн. т в текущем году до 306 млн. т. Австралийские корпорации Rio Tinto и BHP Billiton не собираются пересматривать свои планы увеличения производства. Впрочем, себестоимость их руды составляет около $40-50 за т, так что для них не смертельно даже двукратное понижение котировок по сравнению с их нынешним уровнем.
Невольную поддержку мировому рынку железной руды может оказать Индия, чья горнодобывающая отрасль переживает в настоящее время острейший кризис. Центральное правительство и власти штатов Орисса, Карнатака и Гоа, на которые приходится немалая доля национального производства ЖРС, ополчились против компаний, добывающих минеральное сырье без полного набора соответствующих лицензий и разрешений. Эта борьба привела к резкому сокращению добычи руды и появлению серьезных проблем у индийских металлургов.
Некоторые специалисты заявляют, что именно невозможность получить в разумные сроки разрешения на добычу руды стала основной причиной срыва ряда крупных металлургических проектов, намеченных как индийскими, так и национальными компаниями. Более того, по мнению The Associated Chambers of Commerce and Industry of India (ASSOCHAM), бескомпромиссная борьба с нелегальной добычей руды приведет к сокращению ее производства в 2012/2013 финансовом году (апрель/март) до около 100 млн. т по сравнению со 160 млн. т в предыдущем финансовом году.
Из-за этого Индия, традиционно занимающая третье место в мире по объему экспорта железной руды, может превратиться в нетто-экспортера. Как считают специалисты Federation of Indian Mineral Industries, в 2013/2014 финансовом году внешние поставки ЖРС могут упасть до 5 млн. т. В то же время, индийские металлургические компании, столкнувшиеся с дефицитом сырья, уже в текущем финансовом году закупят за рубежом порядка 15 млн. т, а в дальнейшем, если ничего не изменится, этот показатель будет только расти.
Как полагают эксперты, индийские проблемы компенсируют замедление темпов роста китайского импорта железной руды, так что на рынке сохранится относительное равновесие. Согласно опросу, проведенного агентством Reuters в конце ноября, по крайней мере, до 2015 года средний уровень цен на ЖРС будет находиться в интервале $115-120 за т FOB Австралия.