Виктор Тарнавский
Повышение спотовых цен на железную руду, начавшееся в декабре, набирает ход. За первую неделю января котировки выросли на 10%, а в последние дни стоимость 63,5%-ного индийского концентрата, поставляемого в Китай, вышла на уровень $160 за т CFR, что в последний раз наблюдалось в октябре 2011 года. По сравнению с крайней точкой спада в начале сентября руда подорожала уже почти на 80%. Такого резкого скачка не наблюдалось ни в одном сегменте мирового рынка черных металлов на протяжении, по меньшей мере, трех лет.
Основной причиной взлета цен на железную руду все специалисты называют внезапное увеличение спроса на этот материал в Китае. Местные металлургические компании, в свою очередь, рассчитывают на оживление национальной экономики в текущем году. Правительство еще в конце 2012 года объявило о намерении профинансировать строительство около 2 тыс. км автомобильных дорог, метрополитена в 18 городах, а также расширение железнодорожной сети. Кроме того, в ноябре-декабре в стране пошло в рост промышленное производство. По оценкам специалистов американского инвестиционного банка Morgan Stanley, в 2013 году производство стали в Китае возрастет на 6% по сравнению с прошлым годом, а импорт железной руды – почти на 7%, до 778 млн. т против немногим менее 730 млн. т в 2012-том.
Немаловажную роль играют здесь и сезонные факторы. Китайские компании в декабре активно скупали руду, чтобы успеть до начала сезона дождей в Бразилии и Австралии, опасаясь, что плохая погода повлияет на стабильность поставок. Их опасения, кстати, оказались полностью оправданными. Бразильская компания Vale, крупнейший производитель железорудного сырья в мире, в январе была вынуждена полностью прекратить поставки на спотовый рынок, чтобы иметь возможность полностью выполнять свои обязательства по долгосрочным контрактам. А на Западную Австралию уже обрушился первый в этом году тропический шторм, который, как ожидается, может в ближайшие дни дезорганизовать работу портов. Наконец, суровая зима в северо-восточной части Китая привела к сокращению добычи железной руды в этом регионе.
Безусловно, одного лишь увеличения спроса со стороны Китая было бы недостаточно, чтобы поднять котировки на такую высоту. Однако объем предложения сырья в последнее время ограничен, причем, не только из-за погоды. В Индии в настоящее время прекращена деятельность 93 горнодобывающих предприятий. Из-за этого страна может уже в этом году превратиться в нетто-импортера железной руды. Рекордное за три года падение цен на сырье в августе-сентябре 2012 года заставило ряд компаний, в том числе крупнейших поставщиков Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group (FMG) приостановить реализацию ряда проектов по расширению производственных мощностей.
В итоге, как считают в банке Morgan Stanley, в 2013 году баланс спроса и предложения на мировом рынке железной руды будет сведен с небольшим, но дефицитом – по меньшей мере, в десятый раз подряд. При этом, нехватка сырья будет наблюдаться, в основном, в первом полугодии, тогда как во втором ситуация со снабжением кардинально улучшится. Та же FMG, в сентябре 2012 года отложившая на неопределенный срок проект разработки месторождения Kings, в декабре вернулась к нему. Новое предприятие, которое должно вступить в строй в конце текущего года, повысит производственную мощность компании до 155 млн. т в год по сравнению с около 100 млн. т в настоящее время.
Если ранее большинство экспертов считали, что средний уровень спотовых цен на ЖРС в 2013 году будет близким к отметке $120 за т CFR Китай, то теперь прогнозы оперативно пересматриваются в сторону повышения. Новые оценки варьируют от $130 до $140 за т с подъемом в первом полугодии и понижением во втором.
Взлет котировок до $160 за т CFR, конечно, стал неприятным сюрпризом для китайских потребителей. В последнее время местные компании скупают руду, где только возможно, лишь бы она была дешевле бразильской и австралийской. В частности, в первых числах января сделки заключались с поставщиками из Малайзии, Индонезии, Мексики, Чили, Сьерра-Леоне, ряда других стран. Рекордно низкие тарифы на фрахт позволяют сейчас китайцам ввозить железную руду буквально со всего мира.
Судя по всему, во второй половине января, с приближением Нового года по китайскому календарю (10 февраля), ажиотаж на рынке железной руды сойдет на нет, а цены снова упадут. Однако пока сохраняются ожидания, связанные с ускорением экономического роста в Китае в текущем году, сырье будет по-прежнему стоить дорого.