Юлия Галлямова
Избыток подвижного состава на железной дороге уже привел к падению ставок аренды полувагонов за последний год почти вдвое. Однако в борьбе за клиента можно еще больше снизить цены, решили в РЖД и пошли на новое сокращение ставок аренды находящегося под управлением монополии парка полувагонов. Это напугало частных операторов, предсказывающих неизбежное падение цен на всем рынке.
РЖД изменили расчет платы за перевозку грузов в вагонах монополии, вернувшись, по сути, к прежней системе оплаты, когда компания самостоятельно оперировала всем парком, позже переданным «дочкам». Эта система подразумевает отсутствие гибких цен и возможность устанавливать наценку (как правило, это 10%) на сдаваемые в аренду вагоны. То есть фактически речь идет о понижении стоимости перевозки. Новая модель оплаты начнет действовать с сегодняшнего дня, следует из телеграммы РЖД за подписью вице-президента компании Салмана Бабаева от 24 января (копия имеется у РБК daily).
Сейчас в распоряжении монополии находятся 88 тыс. полувагонов ее крупнейшей «дочки» — Федеральной грузовой компании (ФГК, бывшая Вторая грузовая компания). Парк ФГК был передан РЖД на условиях аренды осенью 2011 года, после того как сотни грузоотправителей не могли вывести груз по причине отсутствия вагонов и роста цен на их использование. Тогда монополия получила 107 тыс. полувагонов по арендной ставке 1003 руб. в сутки за единицу. Осенью планка упала до 900 руб., а в начале января 2013 года — и вовсе до 700 руб. Предполагалось, что РЖД будут работать по такой схеме лишь до конца 2012 года, а потом вернут весь привлеченный парк ФГК. Однако компании удалось договориться с правительством о продлении действующей системы на условиях возврата лишь части парка.
Решение РЖД понизить стоимость аренды раздосадовало частных операторов. «У РЖД простаивает порядка 20—30 тыс. полувагонов, понятно, что они хотят задействовать весь этот парк и потому решили снизить стоимость своих услуг, но это не выход из ситуации», — говорит представитель одной из крупных операторских компаний. По его словам, подобный шаг автоматически заставит операторов подстроиться под РЖД. В среднем полувагоны от железных дорог подешевеют на 10%, посчитал представитель другого оператора.
По оценке исполнительного директора НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрия Королева, возвращение к прежней схеме оплаты позволит РЖД снизить суточную ставку за вагон на 50—100 руб. При этом он сомневается, что подобная мера позволит повысить востребованность привлеченного парка.
Собеседник РБК daily в РЖД признается, что в первую очередь компания руководствовалась желанием повысить спрос на свои услуги. «Плюс не стоит забывать, что это своеобразный государственный контроль за ценами, определяющий границы для частных операторов», — добавляет представитель РЖД.
Грузовладельцы уже успели оценить выгоды решения РЖД. «Изначально тарифы РЖД были более привлекательными для нас, чем у независимых операторов, однако в 2012 году рынок пополнился около 70 тыс. новых вагонов», — рассказывает директор «Уралхим-Транс» Всеволод Ковшов. «В результате ставка аренды снизилась с 1,5—1,6 тыс. за вагон в сутки в начале 2012 года до 850—900 руб. на начало 2013-го», — добавляет он. Из-за обвального падения цен ставка РЖД оказалась выше, чем у независимых операторов, поэтому, видимо, монополия и решила снизить цену на свои вагоны, резюмирует Всеволод Ковшов.
Непонятно, почему РЖД решили вернуться именно к той схеме работы, от которой в свое время отказались из-за отсутствия в ней тарифной гибкости и возможности конкурировать за клиента, удивляется глава агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Не думаю, что снижение арендной ставки позволит РЖД переманить клиентов других операторов, парк ФГК все теряет популярность из-за технического состояния, говорит аналитик. При этом ценовая конкуренция на рынке резко усилилась: на некоторых направлениях ПГК (крупнейший частный оператор) сейчас предлагает ставки на полувагоны на уровне 500 руб. в сутки, отмечает он.