Виктор Тарнавский
В начале февраля из Евросоюза поступило несколько обнадеживающих экономических новостей. Уровень безработицы в странах еврозоны сократился в декабре 2012 года на 0,1 п.п. до 11,7%, в то время как большинство специалистов предсказывали его рост до 11,9%. Значение Purchasing Managers’ Index, характеризующее объем заказов в промышленности, в январе оказалось самым высоким за последние 11 месяцев, а Sentrix Index, показывающий уровень оптимизма инвесторов, достиг максимального значения более чем за полтора года. Под влиянием этих данных поднялись вверх курсы акций европейских компаний, а процентные ставки по гособлигациям европейских стран понизились.
Правда, все эти положительные изменения пока оказывают лишь очень ограниченное воздействие на спрос на стальную продукцию в Европе. Весь январь региональные металлургические компании жаловались на низкий объем продаж, а дистрибуторы по-прежнему поддерживали запасы на минимальном уровне, указывая на отсутствие спроса со стороны конечных потребителей. И хотя производители проката в январе объявляли об увеличении стоимости своей продукции, это повышение имело, скорее, виртуальный характер.
Европейский длинномерный прокат подорожал в первой половине января, отражая повышение котировок на металлолом на 5-10 евро за т. Стоимость арматуры на юге Европы доходила до 490 евро за т EXW и более, а в Германии и центральноевропейских странах – до 520-540 евро за т CPT. Однако в конце месяца поставщики были вынуждены пойти на уступки, сбавив цены примерно на 10 евро за т.
Спрос, и ранее находившийся на низком уровне, в конце января упал практически до нуля из-за похолодания и снегопадов, охвативших большую часть Европы. Металлолом, немного подорожавший в прошлом месяце, как ожидается сбавит в цене не менее 10 евро за т в феврале. Наконец, подъем курса евро на самый высокий уровень по отношению к доллару за последние 14 месяцев привел к снижению конкурентоспособности европейской продукции на внешних рынках. К началу февраля испанская и итальянская арматура подешевела от 490-495 евро за т FOB двумя неделями ранее до 475-485 евро за т FOB, однако потребители выдвигают встречные требования не более чем по 470 евро за т FOB. Впервые с ноября прошлого года на европейском рынке появилась турецкая арматура, которая предлагается в Германию и страны Центральной Европы по 490-505 евро за т CPT.
Повышенный курс евро стал одной из причин того, что европейским производителям плоского проката приходится снова опускать внутренние котировки несмотря на объявленное в конце января повышение на 10-30 евро за т. При этом, компания Arcelor Mittal рассчитывала довести стоимость горячего проката до 510-520 евро за т EXW, однако реальные сделки на европейском рынке до сих пор заключаются из расчета менее 490 евро за т EXW. Даже в Германии лишь при продаже небольших партий металлурги могут добиться цены выше 500 евро за т EXW. По словам наблюдателей, большинство конечных потребителей все еще находятся вне рынка и игнорируют предложения поставщиков.
В то же время, стоимость украинского и российского горячего проката несмотря на некоторый рост долларовых цен в конце января – начале февраля не превышает для европейских потребителей уровня 440-480 за т CFR/DAP. Турецкие и китайские горячекатаные рулоны предлагаются по 490-500 евро за т CFR, но без особого успеха. По мнению большинства участников рынка, существенного подорожания стальной продукции в регионе в обозримом будущем не произойдет.
Повышению котировок не способствовало даже продолжение скандала с итальянским меткомбинатом Ilva, продукция которого по-прежнему находится под арестом, а самому предприятию снова угрожает закрытие. По словам трейдеров, нехватки стальной продукции в Италии совершенно не ощущается.
В этой ситуации европейским металлургам приходится продолжать политику ограничения выпуска. Arcelor Mittal в конце января объявила о закрытии шести производственных линий (четыре – по выпуску оцинкованной стали и по одной – горячего и холодного проката) на своем комбинате в бельгийском Льеже. Это решение вызвало бурю протестов со стороны профсоюзов и апелляции к правительству Бельгии и властям Евросоюза, однако это вряд ли что-то изменит. Обстановка на региональном рынке несмотря на некоторое улучшение экономического положения остается неблагоприятной для металлургов.