Невезучая Rio



Галина РЕЗНИК
Вслед за Vale и BHP Billiton скоро свернет свои инвестиции в Мозамбике и Rio Tinto: акционеры жаждут прибылей, причем — много и сразу. Поэтому они требуют сокращения расходов, тогда как африканский угольный проект Rio становится все дороже, а возврат инвестиций откладывается на все более отдаленную перспективу.
На свой проект в Мозамбике Rio Tinto израсходовала уже 3 млрд. долларов. Компания появилась в этой стране в 2011 году, после приобретения активов Riversdale за 4,2 млрд. долларов. В те времена Riversdale планировала начать добычу коксующегося угля на месторождении Benga в 2012 году с 2 млн. тонн и увеличить ее до 10 млн. тонн уже в 2013-м. Более крупный проект Zambezi предполагалось довести до стадии добычи в 2015 году — там планировалось производить до 20 млн. тонн энергетического и коксующегося угля. На момент заключения сделки перспективы угольных проектов в Мозамбике выглядели весьма привлекательно. В то время в Китае масштабное стимулирование экономики привело к быстрому повышению спроса на сталь и, соответственно, сталелитейное сырье. Цены на коксующийся уголь стремительно росли, а его дефицит продолжал увеличиваться. Разумеется, богатейшие и практически нетронутые месторождения Мозамбика — самой стабильной из африканских стран, к тому же расположенной вдоль юго-восточного побережья континента, что удобно для экспорта в Азию — привлекли туда международных сырьевых гигантов. Поэтому покупка Riversdale, продвигавшей угольные проекты в Мозамбике, представлялась и акционерам, и топ-менеджерам Rio весьма выгодной сделкой.
Однако позднее Rio и ее конкуренты Vale и BHP, которые тоже ринулись в эту страну за высококачественным углем с низкой себестоимостью, обнаружили крупные “подводные камни” на пути к сверхприбыльному экспорту. Главный из них — проблемы с транспортировкой. Исходный план Rio — доставка угля в порт баржами по реке Замбези — правительство отклонило из экологических соображений. Та же судьба постигла и запасной вариант — строительство железной дороги, но уже по другой причине. Дело в том, что власти Мозамбика стремятся полностью контролировать транспортную инфраструктуру, и их не устраивает намерение компании создать частную железнодорожную линию, к которой она сможет — как и в Австралии — никого не допускать. А инвестиции в линию, которой смогут пользоваться конкуренты, считает нецелесообразными сама Rio Tinto.
Конкуренты компании, Vale и BHP Billiton, уже уходят из крупных сырьевых проектов в Африке, успех которых остро зависит от возможностей решения инфраструктурных проблем. Правда, Vale еще не оставила надежды договориться с правительством Мозамбика: компания рассчитывает, что создать необходимые связи с властями бывшей португальской колонии ей поможет отсутствие языковых проблем. Тем не менее бразильская группа уже отказалась от разработки своей части месторождения Simandou в Гвинее, поскольку вопрос о ее правах на этот участок завис в воздухе. Сворачивает свои инвестиции в Западной Африке и BHP. Ну, а теперь и Rio по требованию акционеров начала ревизию своих африканских инвестиций.
В последние годы Rio не везло с крупными инвестиционными проектами. Незадолго до кризиса компания приобрела канадского алюминиевого гиганта Alcan, изрядно переплатив за него, чтобы победить конкурентов. В результате, Rio встретила глобальный экономический кризис с огромной задолженностью, сократить которую стоило больших усилий. При этом спрос на легкий металл упал в конце 2008 года и не восстановился до сих пор. Поэтому алюминиевые активы повисли на компании мертвым грузом, и продать их за сколько-нибудь разумную цену ныне невозможно и вряд ли окажется возможным в обозримом будущем. Поэтому в январе глава Rio Том Олбанс произвел списание 14 млрд. долларов стоимости бывших активов Alcan и угольных проектов в Мозамбике. В результате акционеры обвинили Олбанса в “расточительстве”, уволили его и поставили во главе Rio Сэма Уолша, который до этого руководил железорудным подразделением, в последние года приносившим основную прибыль.
Теперь именно Уолшу придется разбираться с проблемами, связанными с проектами в Мозамбике. Теперь компания пересматривает ТЭО этих проектов, и уже обнаружились некоторые несоответствия нынешнего исследования данным двухлетней давности. Во-первых, инфраструктурные проблемы оказались намного серьезнее, чем ожидалось. Во-вторых, извлекаемые запасы коксующегося угля оказались переоценнёнными. Поэтому Rio придется произвести полномасштабную ревизию этих активов и пересмотреть имеющиеся возможности решения проблем. Как сообщает Reuters со ссылкой на свой источник в компании, о продаже этих активов речь пока не идет, хотя новый партнер мог бы разделить с Rio затраты на создание инфраструктуры и реализацию проектов. Главная проблема связана с транспортировкой угля от месторождения к порту. До сих пор Vale и Rio Tinto использовали для доставки добытого угля в порт Beira железную дорогу Sena, но ее пропускная способность оказалась ниже, чем ожидалось, из-за отсрочек с завершением модернизации. Другие компании вынуждены либо возить уголь грузовиками, либо воздерживаться от экспорта.
Теперь Rio Tinto рассматривает вариант строительства железнодорожной линии, открытой для других пользователей, возможно — не имеющих отношения к добыче ископаемых. Однако и с этим ясности пока нет. На недавней конференции в Мапуту государственная логистическая группа CFM презентовала серию проектов развития железнодорожной и портовой инфраструктуры, которые планируется осуществить в ближайшие пять лет. Однако предлагаемый Rio Tinto транспортный коридор на слайдах группы отсутствовал, и официальный представитель CFM отказался от комментариев по этому вопросу. Так же поступают пока и представители Rio Tinto.
Вероятно, такие проблемы отвратят горнорудные компании от реализации крупных проектов “с нуля”, особенно при отсутствии должной инфраструктуры. Правда, из Гвинеи Rio Tinto уходить не собирается, и ее проект на железорудном месторождении Simandou продвигается своим чередом…

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2099.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru