Виктор Тарнавский
Цены на длинномерный прокат в странах Ближнего Востока достигли минимума в конце января – начале февраля. Слабый спрос на конструкционную сталь в Турции, а также низкая активность в большинстве стран – импортеров этой продукции заставили металлургов пойти на существенные уступки. Котировки на турецкую арматуру сократились до $590-600 за т FOB, а в некоторых сделках, по словам трейдеров, цены могли опускаться и до $585 за т FOB. Стоимость украинской арматуры уменьшилась до $580-590 за т FOB, а Белорусский метзавод согласился сбросить цены до $565 за т FOB при условии предоплаты.
Пока что ситуация на рынке длинномерного проката остается достаточно сложной. Многие региональные компании еще не успели использовать запасы, накопленные в декабре и в первой половине января. В США внутренние цены на арматуру и катанку остаются неизменными с конца ноября прошлого года, поэтому турецким компаниям приходится сдерживать рост на этом направлении.
По-прежнему в силе остаются импортные ограничения в ряде стран. В ОАЭ, где правительство начало чаще применять 5%-ную пошлину по отношению к турецкой арматуре, внутренние цены в феврале поднялись до около $640 за т EXW/CPT, но местные дистрибуторы заявляют о готовности покупать турецкую продукцию не более чем по $600-605 за т CFR.
Египетские металлурги в начале февраля довели стоимость арматуры на внутреннем рынке до $670-685 за т EXW (без налога с оборота), чтобы компенсировать непрерывное снижение курса национальной валюты по отношению к доллару. При таком уровне цен на местном рынке становится конкурентоспособной импортная арматура, за которую турецкие компании запрашивают $610-615 за т CFR (плюс 6,8% пошлины), но встречные предложения со стороны египетских покупателей не превышают $605 за т CFR. Дистрибуторы не без оснований опасаются, что к моменту прихода заказанной партии в страну цена данной продукции в египетских фунтах успеет подняться слишком высоко.
Тем не менее, к концу первой декады февраля на региональном рынке появились признаки восстановлению. Спрос на длинномерный прокат увеличился, прежде всего, в Турции, где благодаря улучшению погоды произошла активизация строительных работ. Кроме того, правительство страны недавно объявило о запуске ряда крупных инфраструктурных проектов. В частности, в районе Стамбула планируется построить крупнейший в мире аэропорт с пассажиропотоком в 150 млн. человек в год. Объем проекта оценивается в 7 млрд. евро. Также обнародованы планы широкомасштабного строительства автомобильных и железных магистралей.
Благодаря некоторому оживлению спроса на длинномерный прокат цены на арматуру на внутреннем рынке Турции возросли от около $590-605 за т EXW до $600-610 за т EXW. Экспортеры также настроились на повышение, выставляя новые предложения на уровне не ниже $600 за т FOB. Основные надежды при этом возлагаются на Ирак, Саудовскую Аравию и Оман, где во второй половине февраля ожидается новая волна закупок. В конце текущего месяца к этому процессу могут подключиться и африканские потребители.
Кроме того, поставщики длинномерного проката из Турции и СНГ в настоящее время почти не испытывают внешней конкуренции. Китайские компании вне игры из-за празднования Нового года по китайскому календарю, а после возвращения на рынок они планировали поднять экспортные котировки до эквивалента $620-630 за т CFR при поставках в страны Ближнего Востока. Европейская продукция подорожала из-за высокого курса евро по отношению к доллару и пользуется определенным спросом только в Алжире, где импорт проката не из стран Евросоюза облагается 15%-ной пошлиной.
В то же время, говорить о возможности существенного роста цен на длинномерный прокат на Ближнем Востоке в обозримом будущем, пожалуй, рановато. Региональные покупатели в принципе готовы приобретать турецкую или украинскую продукцию, но лишь относительно дешево. Подъем котировок до более $620-630 за т CFR в нынешних условиях выглядит затруднительным.
В прошлом году турецкие компании выжали из рынка все возможное, добившись расширения экспорта арматуры на 20,2% по сравнению с предыдущим годом, до около 8,3 млн. т. Произошло это за счет увеличения поставок в Ирак, Саудовскую Аравию, Оман, Египет, США, африканские страны при существенном сокращении экспорта только в ОАЭ. Однако в текущем году металлургам вряд ли удастся добиться подобного результата. Учитывая нынешние сложности в Египте, на долю которого в прошлом году пришлось более 5% турецкого экспорта арматуры, и запланированный ввод в строй новых прокатных мощностей в Саудовской Аравии, даже незначительное увеличение зарубежных поставок будет немалым успехом. При этом, продолжающийся рост производства стали в Турции может привести к возникновению избытка предложения длинномерного проката.