Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Мечеловеческие усилия



Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное. Преуспев в первой половине бизнес-схемы “от дяди Федора”, акционеры российской группы “Мечел” объективно буксуют во второй.
Речь о ситуации с Донецким электрометаллургическим заводом (ДЭМЗ), который российский горно-металлургический гигант приобрел в декабре 2011 года у холдинга “Эстар” Вадима Варшавского за 537 млн. долларов с условием выплаты всей суммы до декабря 2018 года.
Мини-металлургический завод “Истил” был создан на основе электросталеплавильного, обжимного и копрового цехов Донецкого металлургического завода в 1999 году. Завод построен по принципу мини-завода с неполным металлургическим циклом. Он специализируется на производстве непрерывнолитой квадратной заготовки для переката и непрерывнолитой трубной заготовки, а также горячекатаного круглого проката из углеродистых, конструкционных и легированных марок стали.
В 2008 году пакистанская группа Istil продала завод группе “Эстар” депутата Госдумы РФ Вадима Варшавского, переименовавшей “Истил” в Донецкий электрометаллургический завод. Время сделки очень неудачно (для российского бизнесмена) совпало с началом мирового экономического кризиса. Сократившийся в 2008 году спрос на металл в мире и рухнувшие цены на продукцию завода заставили В. Варшавского передать завод российскому Альфа-банку из-за невыполнения условий погашения взятого там кредита.
В 2010 году ДЭМЗ под свою опеку взял холдинг “Мечел”, а в декабре 2011 он стал владельцем 100% акций Донецкого электрометаллургического завода.
Поначалу новые акционеры предприятия добились положительной динамики экономических и производственных показателей. Так в январе-июне 2011 года ДЭМЗ увеличил производство готового проката в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года — до 524 тыс. тонн. Также в январе-мае 2011 года ДЭМЗ увеличил выплавку стали в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года — до 453,3 тыс. тонн.
Но уже в начале 2012 года ситуация на предприятии кардинально изменилась. В январе прошлого года, по данным агентства “Металл-курьер”, ДЭМЗ сократил производство стали на 42,6% относительно декабря, до 55,5 тыс. тонн,. Относительно января 2011 года снижение объемов производства составило 37,6%. Как утверждали представители завода, это произошло из-за нехватки сырья — металлолома, возникшей вследствие аномально холодной погоды в тот период. Но отрицательная динамика продолжалась и потом, в тёплое время года. С января по август 2012 года выплавка стали на заводе сократилась на 41,3%, до 400 тыс. тонн, а производство проката — на 48,5%, до 347 тыс. тонн.
Желая избавиться от стремительно теряющего в весе и приносящего все большие убытки завода, группа “Мечел” в сентябре прошлого года заявила о желании продать ДЭМЗ в числе ряда других активов, которые были признаны советом директоров “Мечела” как неприоритетные.
А уже в ноябре “Мечел” полностью остановил производство на Донецком электрометаллургическом заводе. Правда, это решение было объявлено “временной приостановкой” и мотивировалось, как говорилось в официальном сообщении от группы “Мечел”, необходимостью “предприятию более эффективно распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами в условиях сниженного спроса на готовую продукцию и высоких цен на металлолом”.
Предполагалось, что производство возобновится весной 2013 года, но этому оптимистичному прогнозу, похоже, не суждено сбыться. В конце января 2013-го на неопределенный срок была остановлена работа обжимного цеха ДЭМЗа, а уже в середине февраля губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий предположил, что предприятие может не приступить к работе вовсе. Комментируя сложившуюся ситуацию, глава Донецкой облгосадминистрации сказал, что речь идет о “неумелом ведении бизнеса”.
Сворачивание производства на таком крупном заводе — очень неприятное событие и для городского руководства Донецка. В случае закрытия завода под сокращение попадут более двух с половиной тысячи человек, что может привести к обострению социальной напряжённости — профсоюзы уже заявляют о подготовке массовых акций протеста.
В связи с этим аналитики сталеплавильного рынка практически единодушно говорят о том, что ситуация с Донецким электрометаллургическим заводом зашла в тупик. Учитывая конъюнктуру на мировых рынках проката, продать предприятие даже с предлагаемым нынешними владельцами дисконтом практически нереально.
То, что на нынешнем рынке стали наступило весьма существенное падение, ни для кого не секрет. Но проблема ДЭМЗа заключается еще и в том, что в сложившейся рыночной ситуации его продукция, по сути, является полуфабрикатом, который в принципе не может приносить прибыль. Строительство же собственного прокатного передела потребует еще более сотни миллионов долларов вложений.
Кроме того, ДЭМЗ вплотную приблизился к предельно допустимым объёмам загрязнения окружающей среды, поэтому возобновление полномасштабного производства наверняка потребует от его новых владельцев инвестиций в дополнительные очистные сооружения. Отдельный вопрос — отселение жителей домов, которые расположены к заводу гораздо ближе, чем того требуют нынешние санитарные нормы.
В результате, по оценке экспертов, приблизительная стоимость решения наиболее острых проблем Донецкого электрометаллургического завода составляет не менее 200 млн. долларов. С учетом той цены, которую теперь хотят выставить за свой актив собственники ДЭМЗа, общая сумма затрат потенциального покупателя становится совершенно неадекватной для производства такого масштаба.

Укррудпром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2117.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru