Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», зеленодольский завод им. Горького до 1 мая должен представить в минпромторг РФ свое видение будущего судов на подводных крыльях (СПК) в России. Дело в том, что в нашей стране решено возродить этот вид транспорта, а зеленодольское предприятие некогда было центром по строительству СПК. Тем временем в РТ речь идет о выживании обычного речного флота. Минтранс РТ обратился к федеральному центру за субсидиями на приобретение пригородных судов. Однако, как выясняется, покупать сегодня, по сути, нечего.
ПОДВОДНЫЕ КРЫЛЬЯ ПО АВИАТЕХНОЛОГИЯМ
ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» - один из претендентов на участие в программе строительства нового флота судов на подводных крыльях (СПК). Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщил генеральный директор предприятия Ренат Мистахов.
Дело в том, что минпромторг РФ решил начать работы над созданием СПК нового поколения (напомним, что развитие СПК-темы прекратилось вскоре после развала СССР). Головным исполнителем назначено нижегородское ЦКБ по СПК им. Алексеева. В рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы» бюро должно до 2014 года разработать техпроекты четырех СПК. Базовый проект - 23180 «Валдай 45Р», летом в Нижнем Новгороде должно начаться строительство опытного судна. Опытно-конструкторская разработка называется «Крыло-2012».
В ЦКБ уверены, что СПК востребованы на Дальнем Востоке, в Северо-Западном, Ханты-Масийском, Приволжском округах и в Приморском крае. Основная задача, поставленная перед конструкторами, - повысить комфортность поездки на крылатых судах, снизить трудоемкость их изготовления и расход топлива (на 5%), применить композитные материалы, сообщил «Известиям» источник в судостроительной отрасли. Для организации производства из композитных материалов необходимо будет внедрять в судпроме авиакосмические технологии.
Ранее суда на подводных крыльях из алюминевых сплавов строились в Зеленодольске и в Хабаровске, напомнил источник. Как рассказал газете «Коммерсантъ» заместитель генерального директора ФГУП «ЦНИИ судостроительной промышленности «Центр» Виталий Савченко, возможности строительства имеются на нижегородском судостроительном заводе «Волга»», зеленодольском заводе им. Горького (входит в холдинговую компанию «Ак Барс»), ярославском судостроительном заводе, петербургской судостроительной фирме «Алмаз»», хабаровском судостроительном заводе, московском судостроительном и судоремонтном заводе, рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».
360 ТЕПЛОХОДОВ – ВОСПОМИНАНИЯ О БЫЛОМ РАЗМАХЕ
«Сегодня пока речь идет о морских судах на подводных крыльях, - рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Мистахов. - В министерствах промышленности и транспорта России обсуждается, на каких маршрутах СПК использовать… Да, наш завод имеют в виду. Это логично, в свое время у нас было построено 360 «Метеоров». К тому же, сегодня мы единственные в России, кто построил, спустил на воду и продал скоростные пассажирские суда (имеются в виду теплоходы проектов А45 и А145 от петербургского «Агат Дизайн Бюро» – авт.). Минпромторгом России перед нами поставлена задача – до 1 мая определить вместе с алексеевским ЦКБ перспективы использования этих судов, найти рынок, а потом рассмотреть возможность производства на нашем предприятии. Завод им. Горького – один из претендентов на роль производителя СПК. Также рассматриваются нижегородский и рыбинский заводы».
Директор филиала ОАО «Судоходная компания «Татфлот» - «Казанский пассажирский порт» Эдуард Хайруллин считает возрождение крылатого флота принципиально важным моментом: «Скоростные суда очень важны! – рассказал он газете «БИЗНЕС Online». - Сейчас все ценят время, и сравните: туда, куда на «омике» добираться больше часа, на «Метеоре» – меньше 20 минут… Да, насчет возрождения СПК разговоры есть, но когда и как дело дойдет до исполнения? Готов ли к этому Зеленодольск? Между тем, все мы помним, что в советское время там была основная база по производству СПК.
Главный конструктор ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ) по гражданской тематике Вячеслав Емельянов затруднился оценить серьезность имеющихся сведений о возрождении СПК, но тоже обратил внимание на соответствующий опыт и ЗПКБ, и завода им. Горького: «Все «Метеоры», какие были и есть в России, построены в Зеленодольске, - напомнил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». - Были еще «Колхиды», «Кометы», «Полесье», но по массовости их с «Метеорами» вряд ли можно сравнить. И наше бюро имеет большой опыт по созданию СПК».
Ответственный секретарь журнала «Речной транспорт, XXI век» Сергей Кобранов утверждает, что в возрождении крылатой тематики нет ничего несбыточного при условии появления спроса: «Думаю, специалисты по СПК еще остались, и возродить это можно, - поделился Кобранов с корреспондентом «БИЗНЕС Online». - Другое дело, что есть такой аспект – СПК, по крайней мере, старых моделей, - очень много топлива потребляют. Это надо как-то дорабатывать. В советское время такой проблемы не стояло – все было государственное, а сейчас… И, мне кажется, некий симбиоз должен быть, чтобы скоростной флот двигался в сторону всесезонности. Воздушная подушка? Да, она могла бы серьезно изменить ситуацию. А новое строительство СПК возможно при появлении спроса».
«МЫ НЕ МОЖЕМ РИСКОВАТЬ ЖИЗНЯМИ НАШИХ ЛЮДЕЙ»
Рассказывая о задании минпромторга, Мистахов подчеркнул, что сегодня для его предприятия строить только лишь головное судно «уже неинтересно и неперспективно»: «Если строить, то головное, а за ним – серию, не менее 10 - 15 штук, тогда заводу это интересно».
Это замечание интересно в контексте недавнего заявления руководства министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Напомним, на недавней коллегии министерства его глава Ленар Сафин попросил у федерального центра денег на новые пригородные теплоходы. Износ судов татарстанского речного флота в некоторых случаях достигает 100%, требования к речным пассажирским перевозкам все ужесточаются, что приводит к сокращению количества судов. «И мы не можем рисковать жизнями наших людей, - отметил Сафин, - поэтому первоочередная задача, которая стоит перед нами, - это обновление речного флота. Необходим комплексный подход в решении этой проблемы, который включает создание механизма софинансирования, предоставления льготных кредитов и применения лизинговых схем с гибкими условиями». Сафин попросил президента РТ Рустама Минниханова поддержать обращение министерства в федеральный центр с просьбой субсидировать покупку судов. «Мы прекрасно видим – флот в плачевном состоянии, - подытожил министр. - Без государственной поддержки нам флот на Волге и на Каме не поднять».
Собственно, в последние несколько лет об этом говорится на каждой коллегии минтранса, в этот раз только набрались храбрости попросить субсидий. Правда, к Универсиаде, которую надеялись принять с новым флотом, все равно уже не успеем. Проблема в том, что новых пригородных судов сегодня ни один российский завод предложить не может. Что-то строят на нескольких заводах, но нигде нет не то что крупно-, но даже и мелкосерийного производства. То есть придется выбирать проект, заказывать строительство. Это, в лучшем случае, еще два года.
УТРАЧЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
Обратим внимание на то, что сегодня завод им. Горького перестал быть российским монополистом в области строительства скоростных пассажирских судов – свой вариант на базе проекта А45 строят в Хабаровске. Первый теплоход уже на подходе, планируется, что он будет задействован уже в навигацию 2013 года.
Впрочем, Мистахов насчет возможной конкуренции спокоен: «Во-первых, у них несколько иная модификация – А45-2. Во-вторых, Дальний Восток и центр России – разные области. Они в наш регион суда не будут поставлять – слишком дальнее расстояние для перевозки. А мы, в свою очередь, их региону тоже не конкурент. Сами посчитайте, доставка составляет 30 - 40 процентов от стоимости заказа».
Так ли это очевидно, учитывая то, что четыре А45 зеленодольской постройки эксплуатируются в Красноярском крае? Но, как бы то ни было, сам по себе факт роста внимания к скоростной речной тематике примечателен. И неплохо бы оказаться на гребне волны этого интереса.
«ЕСТЬ НЕДОПОНИМАНИЕ, ЧТО ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ - ЭТО ОЧЕНЬ ВЫГОДНО»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов поразмышлять на тему того, где Татарстану взять пригородные суда.
Эдуард Хайруллин - директор филиала ОАО «Судоходная компания «Татфлот» - «Казанский пассажирский порт»:
- В России почти ничего не строят. Зеленодольск делает скоростные суда, но они очень дорогие. Нам в первую очередь нужны обычные пригородные суда, наподобие нынешних «Москва», «Ом», чтобы вместимость была хорошая, и чтобы подходили под озерно-речную зону… В нынешнюю навигацию надеемся все свои суда (а их около 20) пустить в работу, но сейчас времена такие, что загадывать очень тяжело. Требования к парку изменяются. Да и не могут вечно советские суда служить, как бы хорошо они не были сделаны. А то у нас непрерывный ремонт идет…
Андрей Сорокин - заместитель генерального директора ООО «Агат Дизайн Бюро»:
- Готового ничего в России нет. Пассажирские пригородные суда строят в Зеленодольске, на московском судостроительном заводе, хабаровский завод строит по нашему проекту теплоход А45-2 для Амура – это аналог выпущенных в Зеленодольске теплоходов А-45. Собираются делать пригородные суда на Красноярском заводе. И, по сути, все… Вообще был разговор о том, чтобы строить в Зеленодольске по нашим проектам суда для самого Татарстана. Такие мысли периодически всплывают. Дороговато для речников? Конечно, (с иронией – авт.) в государстве же нету денег… Сколько может пройти от начала проектирования до передачи судна заказчику? В моей практике был случай – за 10 месяцев сделали, но это суперэкстремально. А так, в лучшем случае, порядка года.
Вячеслав Емельянов - главный конструктор ЗПКБ по гражданской тематике:
- Не знаю, что минтранс хочет покупать. На коллегии нас раньше приглашали, а потом перестали. Потому что, видимо, какой толк? Ездим, показываем, а движения никакого нет. Три года назад была принята концепция развития водной составляющей транспортной сети Татарстана. Под нее была программа, нас в ней прописали, но три года прошло, ни копейки не выделили, все это умерло… По пригородным перевозкам предложения у нас есть, о них известно минтрансу. Есть все экономические выкладки - порядка 80 листов, с пояснительной запиской, маршрутами, расчетом цен, окупаемости и так далее. Вполне реально, чтобы судно окупилось, надо только внимательно считать… Что можем предложить по пригородным судам? Модификацию теплохода «Волгарь». Катамараны, которые очень хороши для пригорода, на них объемы можно много пассажиров перевозить, приставать к необорудованному берегу, и «едят» они мало. Скоростные суда «Белые ночи». Речное такси «Стриж» на 32 пассажира. Сложные суда мы не предлагаем - дорого очень. А простой пароход можно на любом заводе делать. Но пассажирскими судами мало кто занимается – неблагодарное дело: это же не танкер, который быстро окупится. На все у нас деньги дают, а на пароход так и не смогли выделить.
Сергей Кобранов – ответственный секретарь журнала «Речной транспорт, XXI век»:
- То, что в России строится, строится только по заказу. И в основном это транспортные суда – танкеры, сухогрузы «река-море». А пассажирский флот почти не строится. Напрашивается полубредовая идея – сделать что-то вроде автосалона. Есть же лизинговые корпорации, которые призваны, в том числе и на реке, ситуацию изменить к лучшему. Построили бы суда нескольких популярных проектов и сдавали бы их в лизинг. Но такого нет… В СССР все мощности принадлежали одному органу, ставилась общая цель, сейчас ее нет. В современных условиях каждый сам за себя, отсюда и такое положение. В стратегиях говорится, сколько нам надо судов, каких проектов, но не сказано о механизмах финансирования их строительства и приобретения. Сейчас не знают, с какой стороны подступиться к проблеме. Есть недопонимание муниципалитетов, регионов, что водный транспорт - это очень выгодно и экологически безопасно. Но если бы была политическая воля, цепочку можно было бы выстроить.
Ренат Мистахов – генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»:
- Кто сегодня и что строит? Только под заказ, серии нет. Специализация примерно такова: московский судостроительный завод – прогулочные, мы (а теперь и Хабаровск) - скоростные. А типа «омиков» – никто не строит. Мы предлагали суда А45-1, но готовы предложить и другие проекты – от тех же «Агат Дизан Бюро» и ЗПКБ. Все это просчитывали, в том числе, с учетом эксплуатации на Свияжск и Булгары. Но это проработки конца 2011 - начала 2012 годов. Тогда они были приняты, и пока мы в ожидании. Так понимаю, настало время - будут их рассматривать и освежать. Нам пока поставлена задача все это просчитать еще раз. Повторю: готовы заниматься не только уже имеющимися наработками и проектами. Республика очень интересуется речным транспортом. Мы плотно работаем с разными лизинговыми компаниями, и сейчас разные схемы предлагаются. Думаю, все равно кто-то появится с интересом под лизинг.