"Как теперь закаляют сталь" - под таким заголовком в ноябре прошлого года "Российская газета" опубликовала репортаж из города Краматорска Донецкой области. Поводом для публикации стал пуск новой сталеплавильной печи на предприятии "Энергомашспецсталь" и завершение модернизации всего производства. "Тем самым Россия и Украина достроили очередное звено атомной кооперации", - резюмировали тогда авторитетные эксперты.
Поясним: ""Энергомашспецсталь" - крупнейший украинский производитель специальных литых и кованых изделий для атомной и традиционной энергетики, а также для металлургии, судостроения и общего машиностроения. Ведет историю с 1964 года и в свое время считалось флагманом в системе Минэнергомаша СССР. Но теперь иерархию выстраивает рынок, и былые заслуги не в счет. Долгожданная реконструкция, частично начатая несколько лет назад, была развернута по всему фронту и ускорена после того, как в акционерный капитал ЭМСС через свои дочерние структуры вошла в 2010 году российская госкорпорация "Росатом".
Благодаря инвестиционной поддержке "Росатома" (за три года - более 100 миллионов долларов) на предприятии полностью обновлена производственная база, включая сталеплавильное, кузнечно-термическое и механообрабатывающее производства. С пуском новой печи ЭМСС способен выпускать до 500 тысяч тонн стали в год. Тут могут производить особо крупные металлургические заготовки весом свыше 400 тонн, которые востребованы при изготовлении ключевого оборудования атомных электростанций - обечаек реакторов и парогенераторов, включая инновационные реакторы ВВЭР-ТОИ, а также корпусов главных циркуляционных насосов и тяжелого оборудования машинного зала. А еще - только тут могут производить особо крупные прокатные валки для металлургических предприятий.
Многие читатели, в том числе, конечно, ветераны машиностроительной отрасли и те, кто сегодня продолжает их эстафету, искренне порадовались восстановлению производственной кооперации и человеческих связей с нашими друзьями в Украине.
Но, как теперь выясняется, у посвященных в детали специалистов к общим чувствам радости и законного удовлетворения примешивается непонимание: зачем возводить таможенные баррикады там, где следовало бы открыть "зеленый коридор"?
Повторим: "Энергомашспецсталь" - производитель особо крупных прокатных валков, до 225 тонн, для металлургических комбинатов. На всем пространстве СНГ сегодня нет другого предприятия, которое обладало бы технологическими возможностями для работы в этой "весовой категории".
Цифра: 225 тонн - прокатные валки такого развеса теперь производят на российско-украинском СП в Краматорске.
К сожалению, это вроде бы частное, а на самом деле принципиальное обстоятельство не было должным образом учтено, когда в России пересматривали размер ввозных таможенных платежей. И в результате с июня 2011 года установлена общая заградительная пошлина в размере 26 процентов (до того было десять) на ВСЕ стальные кованые валки, поступающие с территории Украины. Эта мера, введенная на три года, с января 2012-го распространена и на территорию Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан).
Цель понятна - защитить своих, российских, производителей от возможного демпинга со стороны зарубежных конкурентов. Первым среди тех, кто инициировал антидемпинговое расследование, называют "Уралмашзавод", за его спиной еще несколько крупных, в том числе частных металлургических компаний.
По мнению аналитика инвестиционной группы NRG Capital Максима Штепы, изначально такие пошлины были направлены против Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ), который изготовляет две трети прокатных валков в Украине и занимает восемь процентов мирового рынка. Причем половина произведенной им продукции направляется в Россию. "Совершенно ясно, что эти пошлины - защита российского ОАО "Уралмашзавод", выпускающего большую часть валков в России, от более дешевой продукции НКМЗ", - вторят словам Штепы другие эксперты в Москве и Киеве.
Допустим. Но что в результате получилось? На момент введения пошлины "Уралмашзавод" и другие российские предприятия по своим техническим возможностям были способны выпускать кованые прокатные валки весом не более 65 тонн. А действие заградительной пошлины распространилось на всю подобную номенклатуру, в том числе на валки больших развесов, которые производит только "Энергомашспецсталь". В частности, на ее валки для Ашинского металлургического завода (весом 103 тонны) и для ОАО "Северсталь" - весом 225 тонн. За время действия пошлины технические возможности российских производителей выросли, однако "Энергомашспецсталь" по-прежнему является уникальным поставщиком особо крупных валков в Таможенном союзе и продолжает платить заградительную пошлину.
Сам собой возникает вопрос: зачем возводить баррикады там, где следовало бы открыть "зеленый коридор"?
Только в 2011-2012 годах, когда российские собственники, получив контрольный пакет ЭМСС, завершали модернизацию украинского предприятия, дополнительные издержки ЭМСС на уплату ввозной пошлины составили 91 миллион рублей. В Казахстан в прошлом году отгрузили из Краматорска более 2 тысяч тонн прокатных валков на общую сумму свыше 130 миллионов рублей, из них 34 миллиона также ушло на заградительную пошлину.
Независимые эксперты, в деталях изучившие ситуацию, единодушны в выводах: если и сохранять подобную заградительную меру для поддержки производителей на российской территории, то к применению ее надо подходить с учетом казуса "Энергомашспецстали". В отношении уникальной, не имеющей в России аналогов продукции совместного предприятия такую пошлину следовало бы отменить, чтобы не перекладывать одни и те же, по сути, средства федерального бюджета из кармана в карман, а напротив - поддержать и упрочить восстановленную российско-украинскую кооперацию в стратегически важной сфере экономики.
Когда верстался номер
Российские специалисты завершили процедуру приемки цельнокованого валка-гиганта, который изготовлен по заказу ОАО "Северсталь" на краматорской "Энергомашспецстали" и в скором времени будет отправлен к месту назначения. Чтобы изготовить опорный валок весом 225 тонн для толстолистового прокатного стана "5000", необходимо было получить уникальный слиток весом 415 тонн. С этой задачей в Краматорске справились. Столь масштабный проект на ЭМСС реализован впервые и позволил российско-украинскому СП войти в пятерку крупнейших заводов мира, способных выпускать такую продукцию. В частности, по заказу "Северстали" на изготовление опорного валка-гиганта "Энергомашспецсталь" выдержала конкуренцию с известной немецкой компанией Gontermann-Peipers GmbH.