В понедельник крупнейшая австрийская строительная компания Strabag SE начала первичное размещение своих акций, рассчитывая получить в ходе IPO 1,35 млрд евро (1,9 млрд долл.). Средства понадобились компании для расширения на активно растущем российском рынке и на Балканах. Strabag в партнерстве с «Базовым элементом» Олега Дерипаски будет задействована в сооружении ряда объектов в олимпийском Сочи.
Книга заявок на акции Strabag будет закрыта 18 октября, объявление цены размещения намечено на следующий день, после чего начнется открытая торговля бумагами на Венской фондовой бирже. Всего будет продано 28,2 млн акций (25%) по цене 42—48 евро за штуку. В ход пойдут как новые (16 млн и 3 млн), так и уже существующие бумаги (9,2 млн), которыми сейчас владеют семья главы компании Ханса Петера Хазельштайнера, страховая группа Uniqa Versicherungen AG, Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG и российский предприниматель Олег Дерипаска (в апреле 2007 года его компания Rasperia Trading Ltd за 1,2 млрд евро купила 30% бумаг Strabag). В ходе размещения доли основных акционеров будут пропорционально снижены до 25%. Предполагается, что это будет крупнейшее IPO в Австрии, которое по объему превысит размещение Raiffeisen International Bank Holding’s, проведенное в 2005 году на 1,27 млрд евро.
В Strabag не скрывают, что Россия для компании является одним из приоритетных рынков и деньги, вырученные в ходе IPO, пойдут на Восток.
«Я в этом бизнесе уже 30 лет, но никогда еще не видел такого рынка, — заявил глава Strabag Ханс Петер Хазельштайнер. — В России вопрос не в том, какой заказ мы можем получить, а в том, какой заказ мы можем принять с учетом наших ограниченных ресурсов». В Strabag РБК daily пояснили, что российские стройки станут опорой финансового роста компании. Сегодня концерн сооружает объекты в Москве (до 2011 года компания планирует участвовать в тендерах на 1,5 млрд евро), Санкт-Петербурге (запланированы проекты на 6 млрд евро) и Екатеринбурге (25 млрд евро на строительство).
Этот список российских городов «глубокого проникновения» Strabag хочет расширить за счет Сочи, где государство намерено потратить 9,4 млрд евро на создание олимпийской инфраструктуры. За этот лакомый кусок Strabag хочет ухватиться при помощи «Базэла», который уже ангажирован на строительство цементного завода в Туапсе, сочинского порта, одного стадиона, гостиницы в Олимпийской деревне, а также на прокладку двух шоссе — в обход Сочи и до Красной Поляны. «В дальнейшем мы намерены плотно работать с компанией «Базовый элемент» г-на Дерипаски. Сейчас мы присматриваемся к сочинским проектам и пока не можем сказать, что именно будем там строить. Надеемся построить для г-на Дерипаски аэропорт Адлера, а также хотим поучаствовать в пяти других проектах, в числе которых скоростные трассы Москва — Санкт-Петербург и Москва — Краснодар», — заявила РБК daily представитель Strabag Диана Кляйн. Strabag также построит в Ленинградской области Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель.
В «Базэле» говорить об IPO австрийского партнера отказались. Между тем западные эксперты, оценивая выход концерна на Венскую биржу, считают, что участие «Базэла» сыграло одну из главных ролей в IPO Strabag. Компания хотела появиться на фондовом рынке еще весной, но возникновение г-на Дерипаски затормозило процесс. «Приход такого стратегического инвестора, как г-н Дерипаска, стал очень мудрым шагом, ведь весной акции планировали продавать на 10% ниже сегодняшней стоимости, — сказал РБК daily руководитель венского отделения фирмы Pioneer Investments Пол Северин. — Тогда многие возможные заказы, как, например, Сочи, не были учтены». Эксперт считает, что размещение сделано вовремя по разумной цене и торги на Венской фондовой бирже обещают бумагам Strabag неплохую ликвидность.