Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Закрыть нельзя работать



Мировое производство первичного алюминия лихорадит, его собственники стремятся закрыть неэффективные производства. Для заводов Урало-Западносибирского региона акционеры видят один вариант выживания — выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
В начале марта крупнейшая в мировой алюминиевой отрасли ОК «Русал» объявила о пересмотре стратегии: буквально за год решено закрыть неэффективные мощности в общей сложности на 300 тыс. тонн алюминия (это около 7,5% от объемов его производства в РФ в 2012 году). Предполагается, что сокращения пройдут как на Урале (здесь расположены Богословский и Уральский алюминиевый заводы), так и на других заводах компании в России и за рубежом. Официальная причина — падение в 2012 году мировых цен на алюминий более чем на 15% и колоссальные убытки, которые на фоне неблагоприятной конъюнктуры генерируют ставшие неэффективными заводы. По итогам прошлого года убыток компании составил 55 млн долларов. При этом уже во втором полугодии-2013 холдинг собирается запустить в Красноярском крае новый завод большей мощности (только на первом этапе — 295 тыс. тонн в год). Основной аргумент — электричество, вырабатываемое на сибирских ГЭС, в разы дешевле, чем на Урале.
Богословский алюминиевый завод (БАЗ, Краснотурьинск) стал первым в России, где Русал начал сокращать мощности выпуска первичного алюминия (серии электролизеров). Впервые о подобных планах холдинг заявил еще летом 2012 года. Тогда в Русале пояснили, что высокий тариф на электроэнергию делает модернизацию экономически и экологически неэффективного электролизного производства завода нецелесообразной. Но намерения компании вызвали в Краснотурьинске бурные социальные волнения. Тогда правительство РФ пошло на беспрецедентные уступки: тариф на электроэнергию для наиболее эффективной шестой серии электролизеров на 2013 — 2014 годы снизили в два раза (до 3 центов за 1 кВт•ч). Соответствующий договор заключили с Росатомом под самый Новый год. Взамен Русал пообещал сохранить на БАЗе производство первичного алюминия на шестой серии, продолжить выпуск глинозема и заняться модернизацией завода. Сегодня процесс вывода старых электролизеров в полном разгаре, а новые проекты — только в зачатке. Под вопросом — трудоустройство высвобождающегося персонала: он не стремится уезжать в Сибирь, где производство первичного алюминия будет сохранено. О сложной ситуации в алюминиевой промышленности Урала и ее будущем мы говорим с директором по алюминиевому бизнесу дивизиона «Запад» ОК «Русал» Алексеем Арнаутовым.
— В каком финансовом положении находятся сегодня алюминиевые заводы на Урале?
— На БАЗе по итогам 2012 года выпущено 102,6 тыс. тонн алюминиевой продукции, из которых только 26,4 тыс. тонн — с добавленной стоимостью, остальное — первичный алюминий. На Уральском алюминиевом заводе соотношение несколько лучше: почти половина продукции (32,5 из 71,3 тыс. тонн) приходится на сплавы. Себестоимость производства составила 2,316 и 2,277 тыс. долларов за тонну соответственно, что существенно выше текущей цены алюминия на LME и соответственно той цены, по которой была реализована продукция. Убытки посчитать нетрудно. Основная причина все та же, о ней мы говорим уже не первый год, — чрезвычайно высокие для алюминиевого производства затраты на электроэнергию. Доля затрат на нее в себестоимости металла достигает 37%.
— Еще в конце 2011 года Богословскому заводу пошли на уступки: в обмен на обязательства построить новые цеха правительство РФ постановило напрямую подключить завод к сетям Федеральной сетевой компании, тариф для завода упал с 2,16 до 1,66 руб./кВт•ч. Почему этого оказалось мало для предотвращения убытков?
— Устаревшая технология требует дорогостоящих ремонтов. Высокий тариф на теплоэнергию в себестоимости глинозема, низкий уровень цены на LME, низкая доля продукции с добавленной стоимостью — все это не перекрывается снижением тарифа только на передачу электроэнергии в 2012 году.
— Доля электроэнергии в алюминиевом производстве всегда была высока. Но БАЗ не стал строить собственную генерацию, отказался от этой идеи и в 2012 году.
— Как показывает практика, относительно дешевая электроэнергия производится на гидроэлектростанциях и в регионах
наличия дешевого газа. Таких условий на севере Свердловской области нет. Проекты строительства собственной генерации в области рассматривались компанией, однако ввиду неокупаемости инвестиций они не получили развития.
— В отличие от Богословского, на Уральском алюминиевом заводе модернизация литейного производства проведена без снижения тарифов на электроэнергию. УАЗ смог довести долю выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью почти до 40%. Отчего вдруг БАЗу необходимо создавать особые условия?
— На УАЗе проведена модернизация уже имеющегося литейного оборудования, которое производило продукцию с добавленной стоимостью (приобретена установка по фильтрации и дегазации). В результате здесь появилась возможность выпускать сплавы, требующиеся рынку. На БАЗе необходимо провести модернизацию более глубокую и более дорогостоящую, которая при текущих затратах (без снижения тарифа) не окупается.
— В каком направлении теперь будет развиваться алюминиевая промышленность на Урале?
Динамика выпуска алюминия и его сплавов в Свердловской области— Это сокращение производства первичного алюминия в пользу продукции с более высокой добавленной стоимостью. Не забывайте: 1 января 2013 года были снижены энерготарифы только для шестой серии электролиза БАЗа. Для всего остального производства завода в Краснотурьинске тарифы даже выросли. Уже к концу марта мы планируем вывести из эксплуатации все мощности первого блока БАЗа (корпуса со второго по четвертый). Нет никакого смысла продлевать срок их службы: это неэффективные мощности, за счет убытков которых ухудшаются показатели всего завода.
В работе остается шестая серия, на которой идет капитальный ремонт электролизеров. Сократится производство алюминия и на УАЗе. В результате в целом по итогам 2013 года на Богословском заводе будет выпущено 40 тыс. тонн алюминиевой продукции, на Уральском —
52 тыс. тонн.
— А что будет с работниками закрывающегося производства?
— Мы подписали осенью 2012 года соглашение, по которому никто из персонала не будет сокращен. Сотрудникам первой площадки предлагают вакансии в глиноземном производстве, на шестой серии, в других подразделениях завода, на других предприятиях компании. В конце января на обучение уехали 15 человек, это первая группа желающих работать на вновь вводимом в эксплуатацию в 2013 году Богучанском алюминиевом заводе.
— Льготный тариф для БАЗа будет действовать всего два года. У вас не так много времени, чтобы сделать производство прибыльным.
— В течение 2013 — 2015 годов мы выведем шестую серию на полную мощность и проведем здесь модернизацию литейного производства, как и указано в соглашении с правительством Свердловской области.
— Вы имеете в виду строительство производства катанки в литейном отделении? Но тогда БАЗ перестанет выпускать алюминиевые сплавы.
— Когда мы введем мощности алюминиевой катанки, выпуск литейных сплавов будет прекращен. Их добавленная стоимость ниже, чем у катанки, поэтому предприятие только выиграет. Новое оборудование позволит выпускать до 35 тыс. тонн продукции в год. Компания уже открыла финансирование на проектно-изыскательские работы. В мае 2013 года проект будет готов. Плюс кредит Внеш­экономбанка в размере 25 млн долларов. Все это позволит завершить строительно-монтажные и пусконаладочные работы в срок и сдать объект в эксплуатацию в начале 2015 года.
— Откуда уверенность, что новая продукция будет востребована?
— Основными потребителями алюминиевой катанки являются кабельные заводы. Потребление электрической энергии в мире возрастает из года в год, а значит, возрастает потребность в кабельной продукции. Есть варианты выпуска специ­фической катанки для электрокабельной промышленности, а это уже новая ниша в мировом рынке.
— Другие варианты модернизации Богословского завода рассматривались?
— Был вариант производства алюминиевых профилей, но это направление совершенно новое для Русала и более рискованное. Поэтому преимущество отдано катанке.
— Ранее Русал заявлял, что хочет довести выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью на УАЗе до 100%. Эти планы по-прежнему сохраняются?
— Они будут обязательно реализованы. Перевод завода исключительно на производство продукции с высокой добавленной стоимостью планируется уже в 2015 году.
— Правильно ли я понимаю, что к тому времени, когда новые сибирские проекты по производству первичного алюминия выйдут на полную мощность, Русал полностью прекратит производство первичного алюминия на Урале?
— Сибирские заводы, учитывая относительно дешевую электрическую энергию, могут позволить себе производство первичного алюминия. Спасение уральских и западных заводов Русала — в производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. И только. Это единственный вариант выживания предприятий в конкурентной среде.

Эксперт
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2211.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru