БРИКС хочет стать частью системы глобального управления



Пятый саммит БРИКС, прошедший в Дурбане, показал: пятерка ведущих развивающихся экономик не оставляет намерений превратиться в новый мировой центр влияния со своим Банком развития и Резервным фондом. Правда, эти структуры, которые эксперты уже называют аналогом Мирового банка и МВФ, остались пока только на бумаге — в итоговой декларации. Но пятерка обещает вернуться к решению этих вопросов на внеочередном саммите, который пройдет в сентябре в Санкт-Петербурге в ходе встречи «большой двадцатки».
Банк, резерв, валюта
С момента создания БРИКС в 2008 году многие выказывали сомнения по поводу будущего этого объединения как нового центра влияния в мире. Аргументы были в том числе и такие — у пятерки нет ни равенства в экономическом развитии, ни единства интересов, вплоть до того, что Китай и Индия давно уже пребывают в состоянии территориальных споров. Так что БРИКС расценивался скорее как дискуссионная площадка для пяти стран с развивающимися экономиками, которые максимум что могут, — давать с учетом своих интересов общие рекомендации «двадцатке» по выходу из мирового кризиса.
Однако повестка нынешнего саммита БРИКС даже вызвала некоторое беспокойство в западных кругах. В ней были заявлены две глобальные инициативы: создание Банка развития для поддержки инвестиций в инфраструктуру и Резервного фонда для взаимопомощи в кризисных ситуациях. А это уже означает переход от номинального объединения к финансово-экономическому, что эксперты расценили как заявку на создание нового центра влияния. Тем более что страны БРИКС, меньше Европы затронутые кризисом, показали в 2012 году экономический рост в пять раз больший, чем в странах финансовой «семерки» (4% против 0,7%). Некоторые аналитики даже стали вспоминать высказанные еще в 2010 году идеи введения странами БРИКС своей расчетной валюты для защиты от возможных последствий проводимых Европой, США и Японией антикризисных мер.
Накануне саммита Владимир Путин подписал «Концепцию участия РФ в объединении БРИКС», в которой обозначено новое место БРИКС на мировой арене. В частности, в ней говорится, что в мировом развитии образовалась тенденция «к формированию полицентричной системы международных отношений», а БРИКС может стать в дальнейшем «одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, прежде всего в финансово-экономической сфере». В концепции можно разглядеть и намек на то, что идея расчетной валюты БРИКС может быть реанимирована. В числе целей БРИКС называется «реформирование международной валютно-финансовой системы в целях создания более представительной, стабильной и предсказуемой системы международных резервных валют».
«БРИКС — это не ток-шоу, это серьезная группа стран»
В итоговой декларации саммита не обошлось без критических оценок европейской и американской политики борьбы с кризисом 40% населения планеты, или 2,9 млрд человек, проживает в странах БРИКС. Они создают 27,2% мирового ВВП, что оценивается в 15,4 трлн долл. 105 млрд долл. составил товарооборот России со странами БРИКС. В 2011 году он составлял 99,2 млрд долл.
«Это не шоу»
Выступая в Дурбане перед лидерами «пятерки», Владимир Путин даже повысил планку для нового объединения: «закрепление БРИКС на позициях одного из ключевых элементов системы глобального управления». А «логика партнерства», по его словам, позволит оказывать «существенное позитивное влияние на развитие мировой экономики».
Президент поддержал и высказанный другими лидерами тезис: для преодоления кризисных тенденции на глобальных рынках страны объединения должны «шире использовать свои собственные ресурсы и возможности». В том числе «в разы нарастить взаимные инвестиции и запустить крупные многосторонние деловые проекты». А накануне саммита серьезность намерений «пятерки» президент ЮАР Джейкоб Зума оценил в общедоступной формулировке: «БРИКС — это не ток-шоу, это серьезная группа стран».
Без шоу, правда, на самом саммите не обошлось. Причем если в первый день это были песни и пляски народов Южной Африки, то на второй день сначала устроили щоу охранники саммита, которые пытались отсечь от Владимира Путина и зала заседаний охрану российского президента, а также его помощника Юрия Ушакова и главу МИДа Сергея Лаврова. А энергетики вслед за ними устроили небольшое световое шоу, в том смысле, что отключили на время свет в зале во время встречи лидеров БРИКС с главами африканских государств.
Вашего кризиса нам не надо
Несмотря на планы по превращению БРИКС в важный элемент системы глобального управления, Владимир Путин дал понять, что это не означает перемену отношения «пятерки» к существующим уже «элементам». Накануне саммита он подчеркнул, что «не рассматривает БРИКС как геополитического конкурента западным государствам или их организациям». А в концепции участия России в БРИКС уточняется, что объединение — это «новая модель глобальных отношений, строящаяся поверх старых разделительных линий Восток–Запад или Север–Юг».
И все же в итоговой декларации саммита не обошлось без критических оценок европейской и американской политики борьбы с кризисом. Например, того, что «некоторые» действия ведут «к «переливу» негативных последствий в другие экономики мира». Поэтому центробанкам развитых стран дан совет: следить за тем, чтобы «нестандартные меры» по борьбе с кризисом в виде накачивания экономик ликвидностью не приводили «к увеличению «волатильности потоков капитала, валют и цен на сырьевые товары», что как раз и ударяет по развивающимся экономикам. Правда, предложений о пересмотре системы резервных валют в декларации нет.
Миллиарды перенесли на осень
Если говорить о конкретных итогах саммита, то БРИКС даже формально еще не стал новым элементом мировой финансовой системы. Лидеры «пятерки» не смогли пока решить вопрос о Банке развития, например, о том, каким размером капитала он должен обладать, — разброс мнений был от 10 до 50 млрд долл. Решение о создании Резервного фонда также было отложено. Была лишь определена сумма в 100 млрд долл. и возможные взносы Центробанков стран-участниц: 41 млрд долл. — Китай, 5 млрд — ЮАР и по 18 млрд долл. — Россия, Индия и Бразилия. В ходе обсуждения вставал вопрос и о том, в какой валюте должен быть сформирован этот фонд.
Тем не менее намерение не отступаться от идеи создания Банка развития и Резервного фонда подтверждено в итоговой декларации саммита. Обсуждение будет продолжено в апреле на встрече министров финансов и глав центробанков стран БРИКС (она пройдет в Вашингтоне одновременно с «финансовой G20»), а затем в сентябре — на внеочередном саммите БРИКС в Санкт-Петербурге.
В итоге одним из зафиксированных результатом саммита стало создание Делового совета БРИКС, который поможет реализации бизнес-проектов в странах — членах объединения. Для создания совета впервые была организована встреча лидеров «пятерки» с участниками Делового форума БРИКС. Российскую часть совета будут представлять глава ТПП РФ Сергей Катырин, ВЭБ — Владимир Дмитриев, РФПИ — Кирилл Дмитриев, Ростехнологий — Сергей Чемезов и РЖД — Владимир Якунин. «Ждем инициативной, содержательной работы от делового сообщества», — напутствовал членов совета Путин.
«Идея совета пришла от России»
Кирилл Дмитриев глава Российского фонда прямых инвестиций
— Владимир Путин фактически объяснил создание Делового совета тем, что он поможет бизнесу стран БРИКС находить новые возможности для запуска многосторонних инвестиционных проектов. Как это будет происходить?
— На фоне низких темпов роста в других государствах страны БРИКС показывают уникальные результаты. Но чтобы этот рост продолжился, важно, чтобы осуществлялись совместные инвестиции и проекты. Деловой совет позволит создавать инвестиционные платформы. Например, мы создали Российско-китайский фонд, который является инвестиционной платформой для проектов с Китаем. Недавно заключили соглашение с Национальным банком Индии по созданию подобной платформы с этим государством. И другие страны БРИКС тоже хотят создавать совместные платформы для капиталовложений в различные сектора. Им очень интересны примеры инвестиционной кооперации, которые мы уже показали. Как раз в рамках Делового совета они могут их изучить. Кстати, идея создания совета пришла от России. Он способен укрепить БРИКС за счет прагматичного и понятного подхода к вопросу о том, что делать. К тому же очевидно, что когда встречи в рамках саммитов проходят раз в год, то создавать инвестиционные платформы сложно. Но когда постоянно этими вопросами занимается группа с участниками от каждой страны и им надо ежегодно отчитываться о том, что они сделали, это активизирует процесс.
Деловой совет позволит создавать инвестиционные платформы
— Насколько расширение инвестиционного сотрудничества через структуры БРИКС активизирует взятый Россией этим летом на саммите АТЭС курс на Восток?
— Россия расширяется и в сторону БРИКС, и АТЭС, и вообще в сторону быстрорастущих стран. Через программы развития Дальнего Востока мы хотим, чтобы бизнесмены из этих стран инвестировали в Россию. Сейчас с этими странами возникает очень много интересных проектов, в том числе инфраструктурных.
У Западной Европы сейчас большие проблемы, нет возможности для запуска крупных совместных проектов. А со странами БРИКС и АТЭС у нас есть общие деловые интересы, которые мы можем достаточно быстро реализовать.
— Какие новые проекты обсуждались в рамках саммита и Делового форума в Южной Африке?
— О конкретных проектах говорить, пожалуй, рано, ведь совет только создан, хотя уже обсуждались проекты в агросекторе, в области логистики, в аэрокосмической индустрии. В ближайшее время мы будем встречаться с представителями совета от всех стран БРИКС и более конкретно обсуждать будущие проекты. Важно, что страны БРИКС дополняют возможности друг друга. И я уверен, что практические результаты могут появиться уже к концу года. Напомню, что после создания РФПИ первое партнерство было создано за четыре месяца.

Московские новости
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2228.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru