Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Авторынок подготовил премьеру неприятный сюрприз



Анастасия Башкатова
Авторынок подготовил премьеру неприятный сюрприз Глава правительства Дмитрий Медведев знакомится с отечественным автопромом. Фото с официального сайта правительства РФ
Власти ищут стимулы для отечественного автопрома на фоне стагнации авторынка. Премьер Дмитрий Медведев отправился вчера на Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), где провел совещание о поддержке отрасли. Россияне в этом году демонстрируют вялый спрос на новые автомобили, а это значит, что производство вот-вот начнет сокращаться. Производители предлагают приучить к отечественным автомобилям российских чиновников, которые в выборе автотранспорта часто оказываются непатриотичными.
Правительство озаботилось перспективами автопрома. Вчера премьер Дмитрий Медведев посетил ГАЗ в Нижнем Новгороде, где принял участие в запуске серийного производства автомашины «Газель NEXT».
Затем он провел совещание о мерах по развитию автоиндустрии и обратил внимание на снижение объемов продаж легковых автомобилей в РФ. «Нужно проанализировать, что это. То ли действительно рынок вышел на параметры достаточности, то ли это общее сжатие экономики, то ли что-то еще», – сказал премьер.
По официальным данным, в 2012 году объем производства автомобилей всех типов, включая иностранные бренды, вырос в РФ на 12,2% по отношению к 2011 году и составил около 2,2 млн. штук. По итогам января–февраля 2013 года выпуск вырос на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года и составил 313 тыс. штук. Но такие, казалось бы, неплохие показатели еще не свидетельствуют о хороших перспективах отрасли. В этом году население демонстрирует вялый спрос на новые автомобили. И предприятия не могут работать на склад, где уже скопились нераскупленные автомобили прошлогоднего модельного ряда. Участники рынка в марте сообщали, что товарные остатки на складах сейчас достигают 200–300 тыс. штук. Скорее всего они будут реализовываться по дисконтным программам, а это, в свою очередь, может еще больше снизить спрос на новые марки и скорректировать объемы автопроизводства.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте этого года авторынок РФ просел сразу на 4% по отношению к марту 2012-го, речь идет о продажах как отечественных, так и импортных новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Этот спад свидетельствует о кризисных процессах на авторынке. Как было замечено наблюдателями, спад произошел впервые начиная с марта 2010 года. За январь–март 2013 года рынок остался на том же уровне, что и в аналогичный период прошлого года. Авторынок балансирует между стагнацией и рецессией.
«Заказы на новые автомобили в первые три месяца 2013 года не достигли того значительного уровня, который был отмечен год назад», – сообщил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Одна из возможных причин торможения рынка – затянувшийся зимний сезон, поэтому есть надежда, что с наступлением весны продажи оживут. АЕБ пока не изменила свой прогноз на 2013 год. В этом году не стоит ожидать рекордов, будет продано примерно столько же автомобилей, сколько и в 2012-м, – около 2,9 миллиона штук. Такова ситуация в целом. Между тем стоит отметить, что продажи некоторых популярных марок в этом году все же уверенно растут.
Развивать автопром при чахнущем спросе непросто. Видимо, поэтому власти и производители ищут какие-то иные стимулы для отрасли. Так, владелец Группы ГАЗ Олег Дерипаска предложил вчера создать автомобиль для первых лиц государства на базе существующих отечественных платформ. Напомним, что в советские годы на автомобилях марки «Чайка» (производство ГАЗа) ездили все члены Политбюро ЦК КПСС. А сегодня российские чиновники отдают предпочтение в основном солидным иностранным маркам. «Если клиент хочет ездить на отечественной машине, мы готовы. Но это непростой вопрос. Нельзя сделать какую-то погремушку, какой-то продукт ради показухи, это должно быть органичным продолжением тех платформ, которые создаются и развиваются в России», – цитирует Дерипаску Интерфакс. По словам бизнесмена, у Горьковского автозавода есть решение. «Его нужно доработать, это не очень дешевое удовольствие, но в конце будет продукт, который будет использоваться не только для единичных решений, а как массовая машина для бюрократии», – пояснил он.
Опрошенные «НГ» эксперты согласились, что затянувшаяся зима действительно могла охладить пыл российских покупателей, однако это не единственная причина сокращения продаж. Директор департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор» Глеб Славутский отнес к причинам спада также общее обновление модельного ряда – люди не торопятся с покупками в ожидании новых предложений от автопроизводителей. «Кроме того, необходимо учитывать высокое насыщение рынка. Например, на сегодняшний день сильно падает спрос на бюджетные модели класса С, им покупатели предпочитают дешевые кроссоверы», – отметил Славутский.
По мнению эксперта, наиболее эффективно простимулировать к приобретению автомобилей покупателей могут программы лояльности, различные акции, скидки. «На этом могли бы сыграть отечественные производители, если предложат привлекательные для покупателей условия приобретения автомобилей», – замечает Славутский. Между тем, по его оценкам, в ближайшие несколько месяцев авторынок вряд ли преодолеет стагнацию, но затем ситуация может стабилизироваться, к концу года рост автомобильного рынка может составить от 2 до 5%.
«Рынок насытился из-за обновления автопарка в последние годы. Поэтому заставить покупателей сменить машину сейчас могут только самые выгодные предложения», – соглашается директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов. Также эксперт ссылается и на общее замедление экономического роста.
Часть экспертов, однако, считают, что не стоит квартальные данные воспринимать как уже сформировавшуюся тенденцию. «Снижение спроса – это скорее рыночная коррекция по отношению к мощному росту последних трех лет. Нельзя забывать, что в 2010–2011 годах рынок вырос на 30–40%. А в 2012 году прирост достиг 11%. Это очень хорошие показатели, которые были достигнуты как за счет роста благосостояния, так и за счет резкого падения кредитных ставок и активного маркетинга производителей. Так что коррекция была прогнозируема», – говорит руководитель департамента бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Алексей Баскаков. При условии сохранения текущих макроэкономических показателей на сегодня нет предпосылок для серьезного спада авторынка в 2013 году, считает эксперт. Но, как бы то ни было, автомобильная отрасль действительно нуждается в стимулировании. Для развития автоиндустрии необходимо, по словам Баскакова, продолжить локализацию производства иностранных брендов и интеграцию наших крупных производителей.
Некоторые эксперты опасаются, что власти могут выбрать не самые эффективные методы стимулирования отрасли. «Если будут выбраны такие меры, которые помогут снизить производственные издержки и цены на конечную продукцию отечественных марок, то результатом может стать оживление на рынке и рост спроса. Но если так называемое стимулирование сводить просто к повышению таможенных пошлин, то конечным результатом будет общий рост цен и дальнейшее сжатие рынка», – предупреждает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.

Независимая газета
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2250.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru