Спорт простимулирует бразильскую металлургию



Олег Зайцев
Прошедший 2012 год оказался достаточно сложным для металлургической отрасли Бразилии. В прошлом году эта страна, по данным World Steel Association (WSA), произвела 34,7 млн. т стали – на 1,5% ниже уровня 2011 года (35,2 млн. т). Объемы экспорта бразильской стальной продукции уменьшились еще больше – почти на 11%. Это было обусловлено ростом цен на сырье при падении внутреннего спроса на металл. Впрочем, уже в текущем году бразильские металлурги ожидают заметного улучшения ситуации.
Пакет первоочередных мер
Стимулировать рост металлургической отрасли Бразилии призван ряд мер, разработанных правительством страны в последние месяцы. Речь, в частности, идет о задекларированной в октябре прошлого года инициативе повысить импортные тарифы на стальную продукцию, поскольку по итогам 2012 года на долю импорта пришлось примерно 20% потребленного в Бразилии металла. Эта цифра, как полагают эксперты национального Института стали (Brazilian Steel Institute – IBS) станет существенно ниже после того, как тарифы будут введены в действие в октябре текущего года.
Кроме того, как указывают аналитики компании Ernst & Young, оздоровлению ситуации в бразильской металлургии буду способствовать принятые правительством пакеты мер по снижению цен на электричество для сталелитейных и горнодобывающих компаний, реализация крупных проектов по развитию национальной инфраструктуры и логистики, а также выполнение программ подготовки к Чемпионату мира по футболу 2014 года и Олимпийским играм 2016 года, которые пройдут в Бразилии. По мнению ряда специалистов, сегодня страна представляет собой «необъятную строительную площадку», так что в ближайшее время потребность в конструкционной стали будет только расти.
В настоящее время небывалый подъем испытывает и сектор строительства жилья и коммерческой недвижимости. По данным консалтингового агентства RNCOS, к концу 2014 года общее количество объектов жилой недвижимости необходимо будет увеличить в два раза и довести почти до 1,8 млн. зданий. Недвижимость Бразилии становится интересной для инвесторов со всего мира с точки зрения долгосрочных вложений. Наконец, не следует забывать о достаточно высоких темпах развития в Бразилии автомобилестроения и отрасли по производству бытовой техники, что тоже стимулирует рост потребления стали в государстве.
Сегодня создается льготный налоговый режим для бразильских производителей автомобилей и, напротив, повышаются пошлины на импортные автомашины. Если в последних количество компонентов, произведенных в Бразилии, составляет менее 65%, а материнские компании-производители не вкладывают деньги в НИОКР на бразильских заводах, то импортная пошлина на подобные иномарки будет составлять не менее 30%. По мнению местных аналитиков, более 10 из 15 зарубежных компаний, выпускающих автомобили в Бразилии, в том числе Volkswagen и General Motors, смогут выполнить это требование. В результате этого стимул для увеличения объемов выпуска продукции получат бразильские заводы, производящие компоненты для машин.
Таким образом, как прогнозируют эксперты Brazilian Steel Institute, объем внутренних продаж стальной продукции в Бразилии вернется на предкризисный уровень уже в текущем году, достигнув 23,4 млн. т. Потребление же металла в стране прогнозируется на уровне 26,4 млн. т – на 4,3% больше, чем в прошлом году (около 25 млн. т). Загрузка национальных металлургических предприятий (совокупной мощностью почти 48 млн. т), упавшая в 2012 году до 72,5%, в текущем году, по оценкам специалистов Brazilian Steel Institute, должна увеличиться на 7%.
В целом же, по оценкам британской исследовательской компании BRICdata, в течение ближайших четырех лет (2013-2016 годы) внутреннее потребление стали в Бразилии будет расти примерно на 9,1% в год и увеличится с текущих 25 млн. т до почти 38 млн. т в 2016 году. Подобный рост, как представляется, вполне реален, если учесть тот факт, что сегодня Бразилия входит в десятку крупнейших экономик мира и, по прогнозам некоторых специалистов, к 2040 году сможет попасть уже в первую тройку.
Немцы уходят из Бразилии
Между тем, благодаря огромным запасам качественной железной руды Бразилия в последние годы рассматривалась многими сталелитейными компаниями как одно из наиболее подходящих мест в мире для строительства новых металлургических комбинатов. Поэтому не удивительно, что в течение последних нескольких лет в стране было анонсировано около десятка проектов строительства новых и расширения производительности действующих предприятий совокупной мощностью более 35 млн. т в год.
Вот и сегодня Альбано Виейра, генеральный директор Бразильской ассоциации производителей стали, оптимистично заявляет, что в период до 2016 года инвестиции в сталелитейную отрасль Бразилии составят порядка $16 млрд. Однако реальный анализ хода выполнения задекларированных проектов говорит о несколько иных тенденциях. Многие компании либо совсем сворачивают анонсированные программы, либо откладывают их на неопределенное время или серьезно урезают инвестиции в модернизацию производства.
Типичный пример – печальный опыт немецкого металлургического гиганта ThyssenKrupp, который выбрал Бразилию для строительства с нуля новейшего меткомбината CSA производительностью 3 млн. т слябов в год. В возведение этого предприятия в штате Рио-де-Жанейро немцы вложили около $7 млрд. Идея состояла в том, чтобы построить «виртуально интегрированное сталелитейное производство» с заводом ThyssenKrupp Steel USA в американском городе Калверте (штат Алабама), который выпускает лист для автомобильной промышленности. В 2007 году, в момент активного роста рынка, замысел ThyssenKrupp – создать низкозатратное производство первого передела в Бразилии, дополнив его выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью в США – казался осуществимым.
При ценах на прокат для американского автопрома в $1000 за т (и выше, если говорить о пиках 2008 года) заплатить $20 и даже $50 за доставку тонны сляба из Бразилии было «не жалко». Однако уже летом 2011 года горячекатаные рулоны в США упали до $620 за т, сразу сделав всю схему убыточной. Затраты на производство в Бразилии увеличились из-за удорожания рабочей силы и повышения курса бразильского реала. Цены на руду также возросли, поставив ThyssenKrupp USA в невыгодное положение по сравнению с конкурентами в США, имеющими собственные железорудные и угольные шахты. Кроме того, стоимость доставки слябов выросла до $50-90 за т, что составляло уже от 12 до 16% от стоимости проката. В конечном итоге ThyssenKrupp, терпящая в последнее время миллиардные убытки, приняла решение продать оба завода (в Бразилии и США), заявив о намерении получить за них порядка 7 млрд. евро, хотя, по мнению специалистов, немцам удастся выручить за оба предприятия не более 3-4 млрд. евро.
Бразильский комбинат CSA был введен в строй в 2010 году. Функционирует он и сегодня, выплачивая местным властям штраф в размере $280 в день за отказ выполнить требование об остановке производства из-за отсутствия операционной лицензии. И если в число вероятных претендентов на покупку завода еще год назад входили несколько известных компаний, то в настоящее время, по сути, осталось всего два возможных покупателя: бразильские компании Cia Siderurgica Nacional SA (CSN) и Vale (последняя уже владеет 27% акций CSA). Эти фирмы добывают руду, что дает возможность снизить стоимость слябов, производимых на CSA.
В январе текущего года CSN, якобы, анонсировала предложение о покупке обоих активов ThyssenKrupp Steel Americas за $3,8 млрд., однако от самой бразильской компании поступает противоречивая информация. Так, в марте этого года появились данные, что бразильцы продолжают проявлять интерес к этим активам и хотят привлечь в качестве партнера для их покупки Государственный банк развития Бразилии (BNDES). Однако в начале апреля высокопоставленный представитель CSN, по данным СМИ, якобы, заявил, что его компания никогда не делала обязывающего предложения на покупку CSA.
Как будут развиваться события с бразильским активом ThyssenKrupp, мы узнаем, вероятно, в самое ближайшее время, поскольку в немецкой компании уверены в нахождении решения для CSA до конца текущего (2012/2013) финансового года, который завершится 30 сентября. В мае должно быть заключено предварительное соглашение, а закрыта сделка осенью.
Между тем, CSN в феврале текущего года получила разрешение на возобновление строительства завода Volta Redonda по выпуску длинномерного проката в штате Рио-де-Жанейро после выплаты просроченных компенсаций и штрафов экологическому ведомству страны. CSN заплатила за экологический ущерб около $1,4 млн. Ранее строительные работы на объекте были приостановлены. По данным пресс-службы компании, ее новый завод мощностью 3 млн. т проката в год должен начать работу уже во втором полугодии 2013 года.
Сокращение инвестиций
Тем временем, окончательно, как представляется, решился вопрос со строительством четвертым по величине производителем стали в КНР компанией Wuhan Iron and Steel Group (Wisco) и бразильской промышленной группой EBX «гринфилдовского» меткомбината в Бразилии стоимостью порядка $5 млрд. и мощностью 5 млн. т в год в штате Рио-де-Жанейро. «К сожалению, бразильская сторона не создала благоприятные условия для инвестирования в этот объект, в частности, не были построены ни портовые терминалы, ни необходимые железнодорожные ветки. Изменилась и рыночная ситуация, а также выросли расходы на логистику. Кроме того, сторонам так и не удалось найти надежный источник поставок коксующегося угля. Поэтому нами принято решение отказаться от этого проекта. Впрочем, в ближайшее время мы не планируем реализацию каких бы то ни было других металлургических проектов за рубежом», – заявил генеральный директор Wisco Дэн Цзилинь в кулуарах XVIII съезда Коммунистической партии Китая.
До сих пор нет полной ясности и с проектом строительства в юго-восточном бразильском штате Эспириту-Санту нового завода Companhia Siderúrgica Ubu (CSU) по выпуску слябов производительностью 5 млн. т в год и стоимостью около $5 млрд., главным инициатором которого выступает корпорация Vale. Первоначально она планировала строить это предприятие с китайской Baosteel, однако последняя вышла из проекта в начале 2009 года из-за разногласий с правительством штата по части выделения земли под строительство завода. В октябре прошлого года уже сама Vale проинформировала местные власти о том, что проект CSU уже не числится среди ее приоритетных инвестиционных программ и, вероятно, будет свернут из-за падения спроса на сталь, снижения цен на нее и изменения рыночной конъюнктуры.
Однако в феврале текущего года эту информацию опровергла пресс-секретарь Vale, заявив, что «в настоящее время компания ищет партнера – владельца мажоритарного пакета акций в этом проекте, который будет отвечать за строительство и последующую эксплуатацию нового завода». Сама же Vale будет владеть лишь небольшим пакетом, поскольку намерена в рамках начавшейся внутренней реорганизации фактически полностью выйти из сталелитейного бизнеса и больше не вкладывать в него инвестиции.
Тем временем, о сокращении своего пятилетнего (2013-2017 годы) инвестиционного плана на 17% с $5,1 млрд. до $4,3 млрд. в связи с неопределенностью мировой экономики, рынка стали в Бразилии и падением прибыли сообщил в феврале текущего года второй по величине в мире производитель конструкционной стали бразильская компания Gerdau. «Мы пересмотрели этот план, чтобы оградить компанию от неопределенностей в мировой экономики», – заявил генеральный директор Gerdau Андрэ Жердау-Йоханнпетер, добавив, что в Gerdau стали тщательнее и внимательней подходить к вопросам планирования капиталовложений. По его словам, основные инвестиции в ближайшее время будут направлены на диверсификацию ассортимента стальной продукции и производство листовой стали – в этом секторе Gerdau намерена существенно увеличить свою долю рынка за счет строительства в Бразилии в ближайшие два-три года нового завода по выпуску горячекатаных рулонов.
Наконец, бразильское подразделение Arcelor Mittal все еще ждет улучшения рыночных условий для возвращения к своим планам по расширению производства в Бразилии. Напомним, что в конце 2011 года руководство Arcelor Mittal Brasil заявило о том, что компания временно (на один год) приостанавливает реализацию проектов по увеличению мощностей подразделения. Речь, в частности, шла о двух программах. Первая стоимостью $1,5 млрд. предусматривала увеличение производительности заводов Monlevade и Vega do Sul по выпуску длинномерной продукции с 1.15 млн. до 2.3 млн. т, а вторая – наращивание мощностей по производству холоднокатаного листа до 700 тыс. т в год и оцинкованной продукции – до 1,45 млн. т в год. По состоянию на март текущего года, как заявили в Arcelor Mittal Brasil, компания не приступала к реализации этих программ из-за неопределенной ситуации в мировой экономике.
Таким образом, становится очевидным, что большинство сталелитейных компаний в Бразилии пока не форсируют планы строительства новых металлургических объектов. Многие из них, напротив, сфокусировали основное внимание на сокращении операционных затрат, а также переориентировали свои усилия на развитие собственных горнорудных подразделений, которые в сегодняшних условиях, по их мнению, могут принести им больше прибыли, чем производство стали.

Русмет
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2257.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru