Виталий Петлевой
Миноритарии UC Rusal (Михаил Прохоров – слева, Виктор Вексельберг – справа) недовольны компанией
Миноритарии UC Rusal (Михаил Прохоров — слева, Виктор Вексельберг — справа) недовольны компанией
Весной 2012 г. Вексельберг со скандалом покинул пост председателя совета директоров UC Rusal, обвинив Дерипаску в узурпации управления компанией. Вексельберг заявил, что Дерипаска не считается с интересами миноритарных акционеров компании. Осенью совет покинул и Разумов. «Совет сегодня ничего не решает и превратился в орган, штампующий решения Дерипаски», – объяснял тогда источник, близкий к «Онэксиму».
«Мы не хотим участвовать в компании, единственная миссия которой — платить кредиторам, а не акционерам», — заявил вчера гендиректор «Онэксима» (управляет бизнесом Михаила Прохорова, владеет 17,02% акций UC Rusal) Дмитрий Разумов в интервью газете «Коммерсантъ». То же самое он сказал и агентству Bloomberg.
Акционеры UC Rusal не видели дивиденды со второй половины 2008 г. — из-за долгов, привлеченных на покупку блокпакета «Норильского никеля» у Прохорова. Поэтому миноритарные акционеры недовольны тем, как Дерипаска (у него 48,13% акций) управляет компанией. Представитель Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (владеет 15,8% UC Rusal) подчеркивает: «С тех пор как Дерипаска купил 25%-ную долю в “Норникеле”, у нас появились только проблемы».
«Онэксим» рассматривает возможность повысить свой уровень влияния на UC Rusal и как один из инструментов воздействия готова рассматривать возможность скупки долгов компании, рассказал Разумов. На конец 2012 г. долг UC Rusal был $10,8 млрд (его отношения к EBITDA — 12,5). Вернуться к выплате дивидендов компания может, только если ее долговая нагрузка снизится до 3,5 EBITDA, напоминает аналитик БКС Олег Петропавловский. При таком уровне долга даже продажа пакета «Норникеля» (вчера стоил $6,7 млрд) не поможет достичь нужного уровня долга — нагрузка снизится только до 5.
Решить долговые проблемы алюминиевого холдинга могла бы продажа пакета «Норникеля» — в течение 2011 г. UC Rusal получила четыре предложения о продаже акций: одно от крупнейшего акционера «Норникеля» — Владимира Потанина (за $9 млрд), остальные — от самой компании. Одно из них подразумевало премию к рынку в 1,5 раза — $12,8 млрд за 20% акций. Тогда «Онэксим» и Sual Partners выступали за продажу, но Дерипаска и еще один миноритарий UC Rusal — трейдер Glencore заблокировали эту сделку. «Мы продолжаем считать, что продажа доли в “Норникеле” стала бы решением проблем UC Rusal», — подчеркнул Разумов Bloomberg.
Правда, в конце прошлого года Дерипаска, Потанин и новый акционер «Норникеля» — Роман Абрамович (Millhouse в интересах его и Александра Абрамова покупает 5,87% компании) подписали соглашение. По его условиям без потерь для себя UC Rusal в ближайшее время продать пакет не сможет. Акционеры в течение пяти лет не имеют права продавать доли в «Норникеле». В случае нарушения соглашения партнеры получат право выкупить пакет нарушителя с 20%-ным дисконтом к рыночной цене. Представители UC Rusal и «Онэксима» это не комментируют.
«Мировое соглашение, заключенное акционерами никелевой компании при посредничестве Millhouse, наверное, для UC Rusal позитивно, но всех проблем не решает», — цитирует Разумова Bloomberg. «UC Rusal — проблемный актив. Это целый комплекс вопросов, начиная от не очень хорошей конъюнктуры рынка алюминия и заканчивая гигантским долгом», — резюмирует Разумов.