Андрей Писаревский
Российский «Евраз» вынужденно избавляется от активов в Украине. Причем, покупателем постоянно выступают структуры Рината Ахметова. Окончательного ухода из страны компании пока что удалось избежать.
В Украине российская горно-металлургическая группа «Евраз» присутствует уже 5 лет. Но только в прошлом году обрисовалась более-менее понятная стратегия компании в отношении украинских активов. Стоит напомнить, что еще в 2010 г. президент «Евраза» Александр Фролов охарактеризовал сделку с «Приватом», как одну из самых неудачных. «То, что у нас происходит на Украине, требует дополнительной работы. Мы не ожидали, что придется вкладывать столько сил», - сказал он в интервью СМИ.
С тех пор положение дел особо не изменилось. В отчете компании за 2012 г. Украина вместе с Россией и Южной Африкой относится к быстрорастущим рынкам с высокими экономическими и политическими рисками. Таким образом, неблагоприятный бизнес-климат в стране наряду со стагнацией стальных рынков вынудил «Евраз» заняться оптимизацией украинской собственности. Причем, конечными покупателями активов россиян регулярно становились структуры Рината Ахметова.
Чемоданы без ручки
В прошлом году «Евразу» все-таки удалось завершить все формальности с Днепродзержинским КХЗ (хотя изначально россияне хотели закрывать предприятие). Схема выглядела следующим образом: «Евраз» в августе передал коксохим за 4 доллара на баланс своего главного акционера – кипрской офшорке Lanebrook (контролируется Абрамовичем, Абрамовым, Фроловым и Швидлером), которая обязалась в течение полугода либо продать завод, либо вернуть обратно «Евразу».
В российской компании покупателя не раскрывают, но для рынка уже давно не является «секретом Полишинеля» тот факт, что сбыт и оперативное управление ДКХЗ осуществляется через структуры, близкие к «Метинвесту». Холдинг Ахметова поддерживал предприятие в рабочем состоянии, закупая его продукцию, главным образом, для мариупольских меткомбинатов. В результате прямая выгода «Евраза» составила $14 млн., а непрямая – загрузка коксохимических мощностей выросла до 82% в 2012 г. против 66% в 2011 г.
Скандальным оказался уход «Евраза» из морпорта «Южный», в котором компания через кипрскую Frotora Holding владела ООО «Причалы Коминтерна». Это предприятие работало над проектом угольного терминала мощностью 10 млн. т в год и стоимостью почти в $300 млн. Но в 2011 г. морпорт, который возглавляет Александр Лагоша, работавший гендиректором стивидора «Авлита» Рината Ахметова, через суды заблокировал выделение «Причалам» земельного участка с доступом к морю, без которого строительство терминала теряло всяческий смысл.
В результате в апреле 2012 г. «Евраз» продал свою «дочку», владеющую правами и лицензиями на земельный участок, холдингу «Портинвест» опять-таки Рината Ахметова. Характерно, что убытки российской компании от продажи этого актива составили $6 млн., а списания по терминалу – порядка $30 млн.
Все еще открыт вопрос для «Евраза» по соседству с «Метинвестом» на ЮГОКе. Отметим, что сейчас российская компания официально владеет 1% акций комбината, остальные 49% принадлежат Lanebrook. Причем, до 31 декабря 2013 г. «Евраз» владеет опционом либо на выкуп, либо на обратную продажу ценных бумаг.
На данный момент «Евраз» связан с ЮГОКом исключительно коммерческими отношениями, поскольку холдинг фактически отстранен от сбыта и управления предприятием. Группа поставляет на комбинат металлопродукцию и закупает агломерат (через сбытовую сеть «Метинвеста»). Так, в 2012 г. россияне выкупили 1,432 млн. т агломерата (почти 75% от общего производства этой продукции). Кроме того, ГОК «Сухая Балка» отгружает почти 1 млн. т (около 40%) крупнокусковой руды на ЮГОК.
Что делать?
Очевидно, что Украина для «Евраза» не является приоритетной страной. Основную выручку компания генерирует на рынках России и Северной Америки (США и Канада). Более того, в 2012 г. доходы от продаж в Украине упали на уровень 2010 г. до $473 млн., снизившись по сравнению с 2011 г. на четверть.
Впрочем, в общем объеме выручки «Евраза» наша страна находится в лидерах второго эшелона наряду с Тайванем ($492 млн.) и Таиландом ($451 млн.). В географической структуре доходов на Украину приходится 3,2%, в разрезе производства готовой металлопродукции – 4%.
С точки зрения финансов украинские активы – не самые проблемные. Например, в 2012 г. EBITDA «Евраз» по Украине составила -$2 млн., по Европе -$11 млн., по Южной Африке -$67 млн. Поэтому россияне уже продали свои южноафриканские активы и думают о продаже метзавода в Чехии. Учитывая тенденцию выхода из неприбыльных бизнесов, перед «Евразом» неизбежно встанет вопрос по украинским предприятиям.
Пока что компания декларирует планы их развития. Так, по информации «Евраза», на ДМЗ им. Петровского запущена инвестиционная программа, целью которой является модернизации сталелитейных мощностей и внедрения технологии ПУТ. Кроме того, завод постепенно осваивает продукцию под европейские стандарты, что позволяет предприятию расширить рынки сбыта. В то же время «Баглейкокс» и «Сухая Балка» концентрируются пока что на программах по экологии и безопасности труда.
Правда, существует вариант, при котором «Евраз» может задуматься о продаже оставшихся трех украинских активов. Это дальнейшее снижение отпускных цен и объемов продаж. Пока что средняя прогнозная цена на 2013 г. на продукцию «Петровки» составляет $619/т, «Баглейкокса» - $227/т, «Сухой Балки» - $60/т. И при негативном сценарии компанию ждут многомиллионные потери. Кроме того, дополнительной проблемой может стать введение квот импорт коксующихся углей, явно ограничит сбыт компании «Распадской» на украинском рынке.