Олег Зайцев
Падение спроса и цен на стальную продукцию, скандалы и непрекращающаяся борьба между правительством и сталелитейными компаниями, экономическая рецессия и природные катаклизмы, бушевавшие в Италии в 2012 году, лишний раз свидетельствуют о том, что для местной металлургии настали очень сложные времена. Прогнозы экспертов по части развития отрасли в текущем году и на ближайшую перспективу полны пессимизма. Относительная стабилизация в металлургическом секторе Италии, по оценкам аналитиков, возможна лишь к концу будущего года.
Затянувшаяся рецессия
В целом по итогам минувшего года в Италии, занимающей второе (после Германии) место в ЕС по объемам выплавки стали, было произведено 27,2 млн. т металла – на 5,2% меньше по сравнению с 2011 годом. Безрадостным для итальянских металлургов было и начало текущего года: в первом квартале по сравнению с тем же периодом 2012 года выплавка стали уменьшилась на 17,7% и составила 6,1 млн. т. Ожидается, что по итогам текущего года производство стали в стране не превысит 21-22 млн. т.
Ситуация в итальянской металлургии в определенной мере отражает то неблагоприятное положение, которое сложилось в сталелитейном секторе Европейского Союза в целом. Долговой кризис в еврозоне серьезно ударил по экономической активности в регионе, особенно в четвертом квартале 2012 года. В результате видимое потребление стали в ЕС в прошлом году упало на 9,3%, а в самой Италии – на 18%. Аналитики World Steel Association (WSA) ожидают возможной стабилизации экономической ситуации в Европе лишь к концу текущего года, однако, по их оценкам, потребление металла в регионе в 2013 году упадет еще на 0,5%, и лишь в будущем году можно ожидать его роста не более, чем на 3%.
С точки зрения специалистов, выплавлять сталь в Европе, где существующие мощности на 30% превышает спрос, стало очень накладно. И выжить в этой ситуации смогут лишь самые передовые в технологическом отношении металлургические компании, строго выполняющие все требования по экологической безопасности. По мнению Вольфганга Эдера, президента европейской Ассоциации производителей стали (Eurofer) сталеплавильные мощности в ЕС должны быть сокращены, по меньшей мере, на 40-50 млн. т в год.
Стагнация в итальянской металлургической отрасли, с точки зрения Антонио Марчегальи, генерального директора итальянской сталелитейной компании Marcegaglia, вызвана рядом объективных причин. Наряду с высокими по сравнению с другими европейскими государствами ценами на энергоресурсы, на развитие рынка металлопродукции в Италии негативно влияют и проблемы на национальном рынке рабочей силы. «Проведенные в последнее время в Италии реформы в сфере труда не дали сколь либо заметных положительных результатов. Тем временем, уровень безработицы в стране продолжает расти», – говорит Антонио Марчегалья.
Наконец, самый важный вопрос – это будущее итальянских металлургических предприятий, перед большинством из которых в настоящее время стоят проблемы, для которых, как представляется, трудно будет найти сиюминутные решения. Уже более девяти месяцев тянется история с многострадальным комбинатом Ilva, расположенном в городе Таранто и принадлежащем компании Riva Group. Напомним, что работа этого предприятия была приостановлена еще 26 июля прошлого года в связи с расследованием по подозрению владельцев объекта в экологических преступлениях. Как было установлено следователями, производственные отходы завода могли послужить причиной аномального роста числа заболеваний легочной и сердечно-сосудистой систем, а также раковых заболеваний у жителей Таранто и его окрестностей.
В рамках этого расследования были арестованы 12 человек, среди которых и глава Riva Group Эмилио Рива вместе с сыном Фабио, а также бывший гендиректор Ilva Луиджи Капогроссо. После этого для управления заводом была создана временная администрация, которая согласовала с Министерством экологии Италии план модернизации предприятия в Таранто; также Министерство озвучило перечень условий, при соблюдении которых Ilva сможет продолжать работу (экологическая аттестация производства). Согласно этому плану, Ilva брала на себя обязательства остановить доменную печь № 2, модернизировать домну № 1 с одновременным выводом из эксплуатации коксовых батарей и переоборудованием открытых складов по хранению коксующихся углей и железорудного сырья в закрытые. Кроме того, компания приняла решение остановить доменную печь № 5 в июле 2014 года вместо декабря 2015 года.
Однако несмотря на правительственное разрешение прокуратура не отменила судебный запрет на производственную деятельность завода, поэтому Совет министров Италии придал экологической аттестации Ilva статус декрета правительства, который затем был трансформирован в закон. После этого компания возобновила работу части прокатных мощностей и коммерческую деятельность, а также начала реализацию экологического плана, одобренного Министерством экологии Италии.
Трансформация из экспортера в импортера
Не утихали страсти вокруг Ilva завода в Таранто и в текущем году. Так, в феврале суд снял запрет на реализацию произведенной заводом в Таранто готовой металлопродукции (1,7 млн. т), которая была арестована по требованию прокуратуры в конце ноября прошлого года. Основанием для ареста стал тот факт, что продукция производилась в течение периода (четыре месяца с конца июля 2012 года), когда действовало решение об остановке мощностей предприятия. Согласно постановлению суда, сбытом металлопродукции будет заниматься администрация завода, однако ожидаемая выручка в размере 800 млн. евро не пойдет в казну Ilva. Снятие ареста с металлопродукции подтвердил и Конституционный суд Италии, приняв в середине апреля текущего года соответствующее постановление.
Этим же постановлением Конституционный суд отклонил претензии прокуроров по поводу отмены закона-директивы, принятого правительством и парламентом страны и разрешающего Ilva производить продукцию во время модернизации мощностей. Правда, местная прокуратура пока не спешит выполнять все эти указания, мотивируя свой отказ тем, что решение Конституционного суда содержится только в пресс-релизе, а этот документ не имеет юридической силы. Кроме того, прокуроры считают, что окончательное решение должна вынести местный судья Таранто Патриция Тодиско, которая собственно и обратилась в Конституционный суд с просьбой разъяснить конституционность принятия правительством закона-директивы. Это позволило бы удостовериться в том, что продолжение работы мощностей Ilva не противоречит основному закону страны.
Чем закончится история с Ilva, покажет, безусловно, время. Но терять от 8 млрд. до 10 млрд. евро в год (по подсчетам местных чиновников) в результате закрытия крупнейшего в Европе металлургического предприятия, коим является завод в Таранто, правительство Италии, конечно, не хочет. О том, что остановка Ilva дорого обойдется стране, говорит и глава итальянской Ассоциации производителей стали Federacciai Антонио Гоцци. По его подсчетам, во-первых, стоимость импортного металла будет на 50-100 евро/т выше, что увеличит расходы на уровне страны на 2,5-5 млрд. евро в год. А во-вторых, из-за отсутствия продукции Ilva Италия будет терять за год около 1,2-2 млрд. евро в результате снижения объемов экспорта. Затраты итальянских производителей металла из-за закрытия Ilva, по оценкам Гоцци, вырастут до 5 млрд. в год, что поставит многие компании на грань банкротства.
Не лучшим образом идут дела и у других итальянских производителей. Так, постоянно останавливает свои доменные печи из-за отсутствия заказов еще компания Lucchini S.p.A, принадлежащая владельцу «Северстали» Алексею Мордашову. Последний раз это произошло в декабре прошлого года, когда была остановлена домна на заводе в городе Пьомбино, который является основной производственной площадкой Lucchini. В прошлом году также регулярно появлялись сообщения о том, что итальянская компания вот-вот будет продана, однако имя покупателя нигде не называлось. Эксперты, тем не менее, прогнозируют, что с учетом ситуации в Европе и долгов Lucchini, а также того, что большая часть активов компании уже распродана, сумма сделки будет незначительной.
Достаточно туманным выглядит на сегодняшний день и будущее крупнейшего итальянского производителя нержавеющей стали – компании Acciai Speciali Terni, которая выставлена на продажу ее нынешним владельцем финской корпорацией Outokumpu по требованию Европейской комиссии. Это условие было поставлено Комиссией при выдаче разрешения на приобретение финнами бывшего подразделения ThyssenKrupp по выпуску нержавеющей продукции, в состав которого, собственно, и входил итальянский завод.
О своей заинтересованности в приобретении Acciai Speciali Terni уже заявили компания Aperam (бывшее подразделение Arcelor Mittal, получившее самостоятельность в 2011 году), один из ведущих производителей стали в Италии корпорация Arvedi, а также One Equity – подразделение банка JP Morgan по операциям с частными инвестициями. Однако, как полагают эксперты, кому бы ни была продана Acciai Speciali Terni, ряд объектов этой компании в любом случае будут закрыты из-за перепроизводства нержавеющей стали в Европе. А если из 4 тыс. человек, работающих в ней на сегодняшний день, удастся сохранить хотя бы 3 тыс., то это уже будет очень большим достижением.