Дефицит металлолома в Украине: причины и тенденции



Ольга Фомина
В настоящее время практически все эксперты трубят о нехватке металлолома в Украине, акцентируя внимание на том, что если ничего не предпринять сейчас, то через пару-тройку лет ситуация еще более усугубится. Совокупность сразу нескольких причин привела к наступившему среди «ломовиков» кризису. Однако ситуация еще не перешла «точку невозврата» и все еще можно исправить, правда, «всего лишь» заручившись реальной поддержкой со стороны государства.
Переориентация
Предполагается, что текущий год станет переломным для ломозаготовительной отрасли страны: впервые за годы независимости Украины объемы импортных поставок лома могут превысить экспортные. Известно, что в прошлом году общий сбор лома черных металлов в стране был наименьшим за последние 15 лет и составил лишь 6 млн. т.
Хорошо еще, что прочувствовать на себе снижение данного показателя металлурги смогли лишь зимой, когда практически все украинские производители стали столкнулись с фактом недопоставок лома. Но плохо то, что, по прогнозам экспертов, ситуация будет только ухудшаться. Так, по расчетам объединения «Металлургпромом» и ассоциации «УАВтормет», потребность внутреннего рынка в ломе в текущем году составит 6,7 млн. т. Предполагаемый же объем заготовки лома в стране в 2013 году составит примерно 5,7 млн. т, что приведет к дефициту лома в размере 1 млн. т.
Дальше – хуже. По прогнозам специалистов ГП «Укрпромвнешэкспертиза», в ближайшие три года дефицит лома в Украине по сравнению с прошлым годом вырастет более чем вдвое: от 537 тыс. т в 2012 году до 1,1 млн. т в 2015 году. А к 2020 году, когда прогнозируемая потребность ГМК страны в ломе составит 9 млн. т, нехватка его на национальном рынке может достигнуть 3,4 млн. т.
Причины возникновения
При этом нельзя сказать, что объемы недостающего лома возросли резко, словно «снег на голову». Здесь скорее подойдет другая метафора: дефицит нарастал «как снежный ком», который начал формироваться еще с конца нулевых, когда легкодоступные источники лома стали потихоньку истощаться.
Действительно, всего каких-то десять лет назад в Украине ежегодно заготавливалось порядка 10 млн. т металлолома. Такие объемы не только с лихвой обеспечивали потребности внутреннего рынка, но и позволяли экспортировать значительную часть сырья. Жаль только, что причиной профицита стального лома в стране тогда была не повышенная продуктивность ломозаготовительной отрасли, а повсеместная утилизация части основных фондов страны, которые после распада СССР перестали использоваться по своему прямому назначению. При этом, адекватной замены выводимому металлофонду не было, что уже тогда создавало предпосылки к будущему дефициту сырья. Итогом стало почти полное истощение к 2008 году легкодоступных источников, извлечение сырья из которых не требовало значительных инвестиций и высоких закупочных цен. Поэтому в период 2008-2011 годов объемы заготовки в стране снизились до 7 млн. т в год.
В прошлом же году ситуация еще более усугубилась из-за падения закупочных цен на лом в Украине: среднегодовая цена закупки металлосырья в 2012 году упала до $318 за тонну против $370 в 2011 году. А так как удельный вес физических лиц в заготовке лома в стране достаточно высок, падение цен предсказуемо повлекло за собой снижение активности первичных ломосдатчиков, что, в свою очередь, привело к остановке большинства демонтажных работ на крупных объектах.
Параллельно значительно ухудшалась платежная дисциплина металлургов в отношениях с поставщиками лома. Задержки в платежах со стороны меткомбинатов в середине прошлого года достигали 3-4 месяцев, что «вымывало» оборотные средства трейдеров, не позволяя им вовремя рассчитываться с заготовщиками материала. Все это привело к тому, что многие независимые поставщики лома в прошлом году свернули нерентабельный бизнес, уменьшив и до этого низкие показатели объемов ломосбора.
Ну и «последней каплей» в сложившейся в Украине ситуации с ломом стало открытие новых электросталеплавильных мощностей на месте закрываемых мартенов. Ведь для производства стали в электросталеплавильных печах требуется в 2,5-3 раза больше лома, чем в мартенах. А в Украине только за последние несколько лет начали свою работу ряд электросталеплавильных заводов: «Электросталь», «АзовЭлектроСталь», «Днепросталь». На подходе новая электросталеплавильная печь на «Донецксталь – метзавод».
При этом стоит отметить, что запущенный в ноябре прошлого года электросталеплавильный комплекс «Днепросталь» еще не вышел на свою проектную мощность (при полной его загрузке необходимо 1,5 млн. т лома в год), а второй среди крупнейших потребителей лома – Донецкий электрометаллургический завод (потребность в ломе составляет около 1 млн. т в год) приостановил в прошлом году свою работу. Очевидно, что при запуске указанных электросталеплавильных мощностей в полном объеме проблема дефицита лома в Украине еще более усугубится.
Возможно ли «светлое будущее»?
Перекрыть нарастающие потребности лома в стране металлурги пытаются с помощью импортных поставок. Однако вступившая в силу с 1 января 2013 года норма, устанавливающая ввозную пошлину на лом черных металлов в размере 5% от таможенной стоимости, данную возможность отодвинула на второй план. Конечно, в случае полного отсутствия лома в стране потребителям ничего не останется, кроме как покупать импортное сырье по высоким ценам (с учетом пошлины и транспортировки), а тут, глядишь, и украинские ломозаготовители активизируются, подняв цены на свой продукт до уровня импортных. «Отличная» поддержка отечественных ломозаготовителей, правда, за счет металлургов.
Поддержать украинских ломовиков пытались и с помощью беспрецедентного для Украины квотирования на вывоз данного сырья за пределы государства (в мае прошлого года появилось постановление Кабинета министров о введении квот на экспорт металлолома в размере не более 900 тыс. т в год). Однако это вызвало скорее обратную реакцию, подняв ажиотаж среди ломовиков, которые уже подали заявки на экспорт свыше 5,5 млн. т лома при среднегодовом экспорте в размере не более 800 тыс. т.
Конечно, для коренного изменения ситуации с нехваткой металлолома необходимы более радикальные меры со стороны государства, в частности инвестирование в реализацию масштабных инфраструктурных программ. Сегодня значительная часть железнодорожных путей и коммунальной трубной структуры нуждается в повсеместном обновлении, а это хороший источник металлолома, который поможет ослабить напряжение на рынке заготовки сырья. Однако при всей очевидной выгоде сегодня в данном направлении пока мало что делается.
Еще одной возможностью восполнить дефицит лома в Украине является использование альтернативных сырьевых материалов, например горячебрикетированного железа (HBI/DRI). Однако ввиду дороговизны природного газа, который используется в качестве восстановителя при производстве DRI, интерес к нему в пока достаточно слаб.

Русмет
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2307.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru