Игорь Наумов
Железнодорожники теряют грузоотправителей Работники железных дорог первыми ощущают признаки экономического спада.
Официальные данные об экономических итогах четырех месяцев появятся только к концу мая. Однако уже сегодня ясно, что Росстат вряд ли сможет обрадовать правительство и российское население. О продолжающемся замедлении экономики говорят последние данные «Российских железных дорог», которые свидетельствуют о новом снижении грузоперевозок. Так, по данным РЖД, погрузка в январе–апреле сократилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. А как известно, именно железнодорожные грузоперевозки являются опережающим индикатором общей ситуации в экономике страны.
Ухудшение общеэкономической ситуации в России сказывается на объемах грузоперевозок по железной дороге. Так, по данным РЖД, на которые ссылается агентство «Прайм», погрузка в апреле 2013 года составила 102,7 млн. тонн, что ниже прошлогоднего показателя на 3,5%. При этом за первые четыре месяца текущего года этот показатель сократился на 4% – до 396,5 млн. тонн. Падение зафиксировано практически по всем видам грузов. В частности, кокса было погружено 3,9 млн. тонн (снижение на 5,2%), нефти и нефтепродуктов – 84,3 млн. тонн (снижение на 3,3%), черных металлов – 23,8 млн. тонн (снижение на 6,6%), лома черных металлов – 4,2 млн. тонн (снижение на 10,3%), цемента – 9,4 млн. тонн (снижение на 1,1%), лесных грузов – 12,2 млн. тонн (снижение на 5,3%), зерна – 3,1 млн. тонн (снижение на 53,1%). Зафиксировано также отправление строительных грузов (снижение на 6,6%), цветной руды (минус 10,7%), химикатов (минус 4,9%), промышленного сырья и формовочных материалов (минус 4,7%).
Обращает на себя внимание тот факт, что российский экспорт по железной дороге страдает в меньшей степени. Например, по итогам первого квартала по Дальневосточной железной дороге из России в Китай было перевезено свыше 2 млн. тонн грузов, что почти на 14% больше, чем в январе–марте 2012 года. Таким образом, статистика РЖД объективно подтверждает негативные прогнозы для отечественной экономики. Напомним, Минэкономразвития в апреле ухудшило прогноз роста ВВП страны на 2013 год с 3,6 до 2,4%, промпроизводства – с 3,6 до 2%, инвестиций в основной капитал – с 6,5 до 4,6%. А глава министерства Андрей Белоусов был более категоричен в оценках. По его убеждению, существует очень высокий риск вступления российской экономики в рецессию уже этой осенью, если не предпринять превентивных мер по стимулированию деловой активности.
Пессимизм Белоусова разделяют аналитики Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые на днях почти вдвое ухудшили прогноз по росту ВВП России на 2013 год – с 3,5 до 1,8%. Эксперты ЕБРР в своих мрачных оценках исходят из того, что рост экономики РФ замедлился в первом квартале до 1% с прошлогодних 5%. Это прямое следствие ослабления спроса на внешнем и внутреннем рынках. Ситуацию усугубляет слабость производства в РФ. Меры же, которые могут быть предприняты правительством по стимулированию экономики России, не кажутся авторам исследования ЕБРР исчерпывающими. С одной стороны, можно восстановить темпы роста ВВП до 3% уже в следующем году, но с другой – «эти стимулы несут риски инфляции и сами по себе не увеличивают производственный потенциал экономики».
Эксперты, опрошенные «НГ», признают, что именно железнодорожные грузоперевозки являются тем индикатором, по которому можно судить о ситуации в экономике в целом. И если с начала года показатели погрузки у РЖД стабильно ухудшаются, то это свидетельствует о серьезных проблемах в других секторах. Первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин готов согласиться с консервативным прогнозом Минэкономразвития. Ответа же на вопрос, ожидают ли экономику РФ два квартала рецессии, у ученого нет. Этого может и не случиться, если государство, например, решится на мощную инвестиционную поддержку. Финансовые ресурсы для этого у казны есть, считает ученый. А вот на частный бизнес надежд практически нет – инвестпроектам предприниматели сегодня предпочитают банковские депозиты, отметил Сорокин.
Эту точку зрения разделяет и декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович. «Настроение в предпринимательских кругах весьма пессимистичное. Бизнес не будет рисковать, если не чувствует себя защищенным и если не верит в будущее», – констатировал он. Внешний макроэкономический фон в настоящий момент остается неблагоприятным для России – цены на нефть стоят на месте, корни кризиса 2008 года все еще не устранены, подчеркивает Филонович.
В свою очередь, главный экономист по России и СНГ HSBC Александр Морозов считает, что о неизбежности рецессии говорить пока нельзя. По его словам, статистику РЖД и российской экономики в целом подпортил февраль 2013 года, в котором на один рабочий день оказалось меньше, чем в прошлом году. Коме того, из-за снижения спроса на мировых рынках трудности испытывают практически все экспортеры – разве что за исключением нефтяников. Впрочем, плохо далеко не везде. Например, в потребительском секторе рост продолжается. Морозов считает, что слабость отдельных секторов отечественной экономики не говорит о том, что вся она уходит в рецессию. Хотя риски для этого довольно высоки.