Юлия Галлямова
Профицит вагонов на железной дороге и снижение ставок на их аренду заставили РЖД задуматься о возврате Федеральной грузовой компании (ФГК) арендованного у нее парка полувагонов. Вместо этого монополия будет работать по агентской схеме, исключающей расходы компании на содержание подвижного состава. По данным РБК daily, сотрудничать с РЖД согласились уже семь компаний, среди которых ФГК, «Нефтетранссервис» и «УВЗ-Логистик».
Как и предполагала РБК daily, РЖД возвращают ФГК привлеченный у нее парк полувагонов, чтобы затем начать работать с операторами по агентской схеме. По данным источника, близкого к ФГК, под управлением монополии осталось всего 19 тыс. полувагонов ее «дочки» (в начале года их было 50 тыс., а в конце прошлого — 107 тыс. единиц). Собеседники РБК daily утверждают, что оставшийся парк будет полностью возвращен к июлю, после чего РЖД представят иную схему сотрудничества с операторами. По их словам, речь идет об агентской схеме, которая уже практиковалась в 2011 году. Такой принцип работы предполагает, что РЖД через ЦФТО (Центр транспортного обслуживания по грузовым перевозкам) будут собирать заявки грузоотправителей, а затем передавать их операторам со свободным составом. Основное преимущество для госкомпании — ей не придется нести расходы на содержание и обслуживание управляемого парка. К примеру, в 2012 году, по расчетам аналитиков, убытки РЖД от парка ФГК составили 5 млрд руб.
Несколько лет назад РЖД так и не смогли заинтересовать ни одного частного оператора и ограничились лишь парком Первой грузовой компании (на тот момент — структура РЖД).
На этот раз спрос на предложение железнодорожников явно выше. Два источника на рынке сообщили РБК daily, что уже несколько компаний согласились предоставлять свои вагоны под погрузку по агентскому договору. Среди предполагаемых партнеров РЖД — ФГК, «Нефтетранссервис» (парк свыше 60 тыс. вагонов), «УВЗ-Логистик» (свыше 12 тыс. единиц), «МТК Юнитранс» (357 вагонов — данные «InfoLine-Аналитики»), «УГМК-Транс» (1300 вагонов, принадлежит Уральской горнометаллургической компании), Трубная транспортная компания (4819 вагонов, входит в Rail Garant), Дальневосточная грузовая компания (2242 единиц). Представитель одной из указанных компаний подтвердил эту информацию, однако уточнил, что никаких конкретных решений пока нет.
Гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев признался, что его компания уже сотрудничает с РЖД по агентской схеме. «На некоторых направлениях мы работаем по такому принципу, и в этом есть экономический смысл, ведь у нас нет таких же технологий и такого доступа к информации, как у РЖД», — рассказывает глава «УВЗ-Логистик».
В РЖД сообщили РБК daily, что обсуждают вопрос применения агентской схемы. «При обращении грузовладельца РЖД, не имея собственных вагонов, смогут осуществить перевозку груза в подвижном составе собственников после согласования с ними конкретных условий», — заявил представитель компании. При этом в монополии отметили, что до конца этого года планируют постепенно сокращать парк ФГК.