Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Вор украл у вора наворованное



Олег КАЛИТА
Именно так с позиции среднестатистического украинца выглядит суть иска, поданного Виктором Пинчуком в Высокий суд Лондона к двум другим членам попечительского совета Днепропетровской еврейской общины. Тем не менее наши симпатии на стороне истца. В конце концов, Виктор Михайлович завещал половину состояния на благотворительность, и даже его враги признают, что он — хороший человек.
Хороший ты человек, Витя. Сколько я тебя обижал, унижал, забирал у тебя бизнесы (…), — а ты все равно продолжаешь со мной общаться и даже на день рождения позвал!
Игорь Коломойский поздравляет Виктора Пинчука на 50-летнем юбилее в Куршавеле
Свальный грех
Вкратце напомним суть спора. Осенью 2004 года Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов заключили сделку с Виктором Пинчуком о продаже ему Криворожского железорудного комбината (КЖРК) за 143 млн. долларов. Скорее всего, это было частью пакетного соглашения, посвященного процессу передела “Укррудпрома” между украинскими олигархами. Напомним, что в этом переделе почему-то не нашлось места зятю тогдашнего президента Украины, и девять лет назад это выглядело более чем странно. Как теперь выясняется, Виктор Михайлович свое получил, но в форме покупки КЖРК у собственников “Привата”.
Затем в стране все пошло вверх дном. В результате Оранжевой революции президентом, вместо запланированного высокими договаривающимися сторонами Виктора Януковича, стал Виктор Ющенко. Понятно, что в марте 2005 года “в свете вновь открывшихся обстоятельств” отдавать КЖРК Пинчуку у владельцев “Привата” уже не было никакого резона. На этот момент Виктор Михайлович был одним из главных врагов украинского народа не столько как родственник Кучмы, но как счастливчик, который на пару с Ринатом Ахметовым за бесценок приобрел крупнейший металлургический комбинат страны “Криворожсталь”, а в одиночку — Никопольский завод ферросплавов (НЗФ).
В итоге “Криворожсталь” государство у “сладкой парочки” таки отобрало, а вот ожесточенные бои за НЗФ не столько с державой, сколько с Беней (к которым в качестве арбитров привлекались даже российские олигархи Виктор Вексельберг, Александр Абрамов и даже посланник великого и ужасного Бориса Березовского Дима Босов), продолжались до осени 2006 года. К этому моменту “оранжевая коалиция” окончательно дала трещину, а премьер-министром стал Виктор Янукович. В итоге в марте 2007 года, по сути, по инициативе “Привата” судебный спор вокруг НЗФ завершился.
В конфликте по КЖРК стороны пришли к мировой, если верить показаниям Пинчука еще осенью 2006 года. Тогда Коломойский и Боголюбов признали, что комбинат таки принадлежит Виктору Михайловичу, а у них находится “типа в доверительном управлении”. По данным Financial Times, в своем иске Пинчук утверждает, что свидетелем этих устных договоренностей был Ринат Ахметов. Напомним, что на тот момент Уважаемый воспринимался как бизнес-спонсор только что вернувшегося во власть Януковича со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако присутствие при договоренностях между Пинчуком, Коломойским и Боголюбовым не помешало Ахметову в 2007 году, когда к нему обратились с предложением о покупке 50% КЖРК владельцы “Привата” с радостью согласиться. И, как показали последующие шесть лет, счастливо хозяйствовать на этом предприятии рука об руку, деля прибыль и ежегодно меняя глав наблюдательного совета. Один год здесь сидит представитель СКМ, другой — “приватовской” офшорки. И так продолжалось бы, “пока смерть не разлучит их”, если бы в эту пасторальную идилию не вмешался злокозненный Пинчук со своим иском в Высший суд Лондона.
У Пинчука мало шансов выиграть
Как справедливо отмечают британские СМИ, после иска Березовского к Роману Абрамовичу очевидно, что судьи в Лондоне крайне скептически относятся к “купеческому слову”, освященному обрядом рукопожатия, вымоченных в слюне ладоней. Это в Украине Игорь Коломойский сумел отобрать “1+1” якобы на основании устного обещания якобы данного ему Борисом Фуксманом и Александром Роднянским. На берегах Туманного Альбиона этот языческий номер почему-то “не канает”.
Кроме того, несколько странно выглядит фигура главного свидетеля договоренностей — Ахметова. Оказывается, что в 2007 году Ринат купил у ответчиков то, что, как он сам точно знал, им не принадлежало, проще говоря — купил ворованное. Более того, он еще и на протяжении шести лет душа в душу эксплуатировал это самое ворованное на паритетных началах с ответчиками. Со стороны Ахметова желание выступить свидетелем в суде выглядит как деятельное раскаяние, но почему-то не сопровождается возвратом 50% КЖРК истинному владельцу.
Очевидно, что со времен конкурса по “Криворожстали” Виктора Михайловича и Рината Леонидовича многое объединяет. Например, на балансе “Метинвеста” до сих пор числится контрольный пакет “Индустриально-металлургического союза”, который в 2004 году в острой и бескомпромиссной борьбе, как это водится на конкурсах с одним участником, приобрел 93,02% “Криворожстали”. Возможно, Пинчук и Ахметов надеются, что наступит день, когда они совместно обратятся в Европейский суд по правам человека и отыграют эту злополучную сделку.
Однако реальная причина миролюбивого отношения Пинчука к Ахметову в том, что Ринат является потенциальным покупателем тех процентов капитала КЖРК, которые не были проданы Пинчуку в 2004 году и остались у Коломойского и Боголюбова. Возможно, именно эти акции Виктор Михайлович рассчитывает получить в качестве компенсации за невозможность с 2005 года вступить в права владения комбинатом. А затем он уже продаст его железорудной монополии, которую с такой настойчивостью продолжает формировать Ахметов. Достаточно вспомнить, что неделю назад стало известно о планах Рината купить пакет Вадима Новинского в Южном ГОКе и переговорах, которые ведутся по аналогичному поводу со вторым собственником этого комбината — “Евразом” Романа Абрамовича.
К Ахметову можно подавать иски в Лондоне
Британские газеты пишут, что подача иска в Высший суд Лондона стала возможна, поскольку Боголюбов в нынешнем году обзавелся недвижимостью в этом городе. Так ведь и Ринат Леонидович у нас тоже счастливый лондонский новосел. Аккурат в конце апреля СКМ распространило релиз, что отныне одна из самых дорогих квартир в Лондоне уже не является финансовой инвестицией компании, а, наконец, стала приютом для ее главного акционера (что, возможно, связано с появлением у компании дополнительных собственников).
Соответственно отныне у потенциальных истцов, имеющих претензии к Ахметову, появились возможности воспользоваться всеми прелестями английского правосудия. И можно не сомневаться, что такие найдутся. Достаточно вспомнить заявление американских адвокатов Ахметова, разосланное 25 января украинским СМИ, о том, что все свидетели того, как Ринат ковал свое богатство, уже опрошены (цитата: “Эта работа включала в себя проведение интервью с многочисленными лицами, в том числе — бизнес-партнерами, менеджерами, родственниками и наследниками погибших бизнесменов, а также сбор и анализ тысяч страниц документации”). И теперь осталось только все это собрать и опубликовать. Но уже прошло четыре месяца, а выводы юристов так и не обнародованы.
А вот родственники погибших бизнесменов (именно так — во множественном числе) еще живы-здоровы. В общем, перефразируя нашего незабвенного гаранта Конституции: Welcome in London!
Иск является угрозой для всех украинских олигархов
Лондонский иск Пинчука бьет не только по репутации Коломойского, Боголюбова и Ахметова, но и по всему украинскому олигархату. Во-первых, он демонстрирует, что, даже видя вполне реальную и ощутимую угрозу в лице Семьи, наши олигархи не в состоянии сплотиться перед общим врагом.
Во-вторых, если сравнивать будущий судебный процесс с уже упомянутым аналогом “Березовский против Абрамовича”, все фигуранты иска Пинчука продолжают вести бизнес в одной стране и даже являются членами одних и тех же организаций, как уже упомянутый попечительский совет. То, что за восемь лет они так и не смогли решить далеко не самый принципиальный в жизни каждого из них спор, свидетельствует об ограниченной договороспособности, а то и вообще — о недееспособности всех участников конфликта.
В-третьих, вновь возвращаясь к процессу “Березовский против Абрамовича”, — публичное полоскание белья не пойдет на пользу никому из участников списка. Просто потому что станут известны потрясающие подробности того, как перераспределялась собственность в нашей стране, роль и место в этих процессах ныне действующих политиков, включая нынешнего президента. Соответственно украинское общество и конкретные заинтересованные лица всегда смогут предъявить “гамбургский счет” если не нынешним олигархам, то их потомкам.
В принципе Пинчуку в этой ситуации терять нечего — он публично подписал The Giving Pledge и дал понять наследникам, что на миллиарды им рассчитывать не стоит. А вот остальным страдальцам следует задуматься: стоит ли КЖРК того, чтобы ставить окончательный и официально задокументированный на английском крест на своей международной репутации.

Укррудпром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2328.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru