Мария Шароглазова
В Свердловской области новая точка «кипения». Выкупленный чуть более полутора лет назад из «украинского рабства» московской группой компаний «Новаэм» «Алапаевский металлургический завод» вновь остановили. Более 300 металлургов оказались на улице в ожидании нового собственника, которому сейчас пытаются продать убыточный завод. Нынешней весной руководство ГК «Новаэм» во главе с ее владельцем Виталием Черномором приняло решение заморозить домну и уволить 2/3 сотрудников предприятия – около 300 человек.
«С целью обеспечения сохранности имущества и его работоспособности, а также функционирования инженерных и транспортных коммуникаций было сохранено 149 рабочих мест, что составляет более трети от штатной численности предприятия»,– сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе группы.
Стоит отметить, что «Алапаевский металлургический завод» (АМЗ) – единственное крупное металлургическое производство в городе. Уволенным сотрудникам попросту некуда трудоустроиться по имеющейся у них специальности. В пресс-службе правительства региона сообщили, что Минпром следит за ситуацией на предприятии.
«При увольнении ГК «Новаэм» не нарушила прав своих бывших сотрудников. Все пункты трудового законодательства были выполнены. В настоящее время областные власти занимаются поиском новых инвесторов для АМЗ», – подчеркнул собеседник «Правды УРФО».
Проблемы на заводе начались задолго до того, как «Новаэм» решился на увольнение металлургов. В феврале 2011 года ГК выкупила этот актив у украинской группы «Приват», которая в течение 6 лет держала домну завода в заморозке. Вложив в восстановление производства более 1 млрд рублей, Виталий Черномор запустил доменную печь АМЗ в ноябре того же года. Компания рассчитывала на то, что их продукция – чугун и ферромарганец – будет востребована в первую очередь в Казахстане. Тогда же казахи заключили с «Новаэмом» ряд договоров на закупку металла.
«Но в связи с тем, что АМЗ с момента возобновления работы не смог выйти на уровень безубыточности вследствие крайне тяжелой конъюнктуры рынка, в сентябре 2012 года было принято решение о временной приостановке производства и переводе части персонала завода на режим временного простоя с сохранением 2/3 средней заработной платы», – рассказали в компании.
Эта информация подтверждается и годовой отчетностью предприятия. По итогам 2011 года АМЗ получил 122 млн рублей чистого убытка. В 2012 году чистый убыток вырос более чем в 4 раза – до 521 млн рублей. ГК в течение полугода пыталась найти покупателя на этот актив, вела переговоры с 3 группами инвесторов. Но оперативно найти заводу нового собственника им не удалось. За этот период времени конъюнктура на мировом и российском рынках черной металлургии не улучшилась, цены на чугун продолжили падать. Из-за этого собственники и пошли на крайние меры.
«В настоящее время завод остановлен, закупка сырья и выпуск продукции не осуществляются, фонд оплаты труда обеспечивается из внешних источников. Текущей задолженности по зарплате перед работниками мы не имеем», – отрапортовал «Правде УРФО» представитель «Новаэма».
Как сообщил изданию свердловский вице-премьер Александр Петров, курирующий региональную промышленность, в настоящее время интерес к активу выразила казахстанская компания «Строймеханизация», которая занимается строительством тоннелей метрополитенов и производством необходимых для этого комплектующих.
«На этой неделе мы ожидаем приезд в Алапаевск казахстанской стороны. Я думаю, что до конца мая будет принято конкретное решение о параметрах сделки. Соглашение о намерениях компании уже подписали. Сейчас они согласовывают график выплат», – рассказал «Правде УРФО» Александр Петров.
По его словам, «Строймеханизация» планирует производить на этой площадке чугунные тюбинги для строительства метрополитена. Впоследствии там может быть запущено и литейное производство.
Источник «Правды УРФО» утверждает, Виталий Черномор оценил АМЗ в 550 млн рублей. Получается, что владелец «Новаэма» готов отдать этот актив за сумму, которая в 2 раза меньше объема инвестиций, вложенных в запуск этого предприятия.
«Я думаю, что из-за высокой себестоимости производства и низких цен на чугун и ферросплавы актив обесценился, а финансовое положение завода не удовлетворительно. При текущей конъюнктуре продажу даже за половину от суммы инвестированных средств можно считать удачной сделкой», – считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
Согласен с ним и эксперт ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко, который объясняет столь низкую стоимость сделки плохим финансовым положением АМЗ.
«Решение продать актив по цене, которая ниже размера вложенных средств, может быть обусловлено финансовыми сложностями, которые испытывает компания, а также тем, что в текущих условиях снижения спроса на металлургическую продукцию и цен на мировом рынке «Новаэм» не видит для развития данного проекта перспектив. Для «Строймеханизации», которая приобретет актив по очень низкой цене, а также имеет возможность обеспечить себе сбыт готовой продукции, данная сделка представляется более перспективной», – отметил он.
Директор екатеринбургского филиала компании «БКС Премьер» Григорий Вахитов предположил, что «Новаэм» не готов повторно вкладываться в запуск предприятия.
«Домну легко остановить, но тяжело и очень финансово затратно запустить. Скорее всего, это связано с тем, что второй раз им запустить печь будет просто не на что», – подчеркнул эксперт.
Он также добавил, что при отсутствии у нового покупателя завода собственной сырьевой базы, АМЗ вновь придется выживать на грани банкротства.
«На Урале, к сожалению, осталось мало запасов железной руды. Уже давно крупные предприятия закупают руду в Казахстане. Если у «Строймеханизации» нет сырьевой и сбытовой базы, существовать АМЗ будет сложно. А если же у них есть доступ к сырью, они получают дополнительный передел», – добавил Григорий Вахитов.
По словам источника «Правды УРФО», «Строймеханизация» действительно обеспечена неплохой сырьевой базой. Собственник этой компании является братом одного из совладельцев казахстанской корпорации Eurasian Natural Resources Corporation PLC (ENRC). И якобы именно ENRC, владеющая обширной сырьевой базой по всему миру, заинтересована в покупке этого предприятия. На территории Свердловской области у них уже есть один актив – «Серовский завод ферросплавов». Также корпорация была заинтересована в покупке промплощадки обанкротившегося «Верхнесалдинского металлургического завода» (ВСМЗ). Но сделку нынешней зимой сорвали коллекторы, по просьбе которых суд наложил арест на имущество предприятия. Планировалось, что именно на базе этих 3 заводов казахский холдинг создаст замкнутый цикл литейного производства.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.
Справочно: «Алапаевский металлургический завод», запущенный еще в 18 веке, успешно производил чугун до мая 2004 года. Тогда его приобрела украинская ГК «Приват». 25 мая 2005 года по решению акционеров доменная печь была остановлена. Денежные средства группой «Приват» не выделялись, предприятие выживало фактически за счет продажи имущества. Численность персонала на предприятии уменьшилась с 600 до 100 человек. В течение 6 лет свердловские власти пытались избавиться от неэффективных собственников. Правительство вело переговоры с украинской стороной на всех уровнях власти, в том числе и с помощью Министерства иностранных дел России. Лишь в 2011 году им удалось договориться с украинцами о том, чтобы завод был продан российской компании «Новаэм».