Виктор Тарнавский
По данным World Steel Association (WSA), в апреле 2013 года в 63 странах мира, подающих свои данные в эту организацию, было выплавлено 132,1 млн. т стали, что на 1,8% меньше, чем в марте, но на 1,2% превышает показатели апреля 2012 года. Среднедневной объем производства стали – 4,35 млн. т – остался на том же уровне, что и в предыдущем месяце и лишь незначительно отстает от рекордного февральского уровня.
Таким образом, несмотря на ценовой спад глобальная металлургическая промышленность не сбавляет оборотов. Более того, показатель загрузки мощностей в отрасли несколько увеличился в апреле по сравнению с мартом и вышел на отметку 80,0%. Такой показатель больше соответствует не спаду, а здоровому растущему рынку, чего в последние месяцы отнюдь не наблюдается.
За первые четыре месяца текущего года выплавка стали достигла 521,3 млн. т. Отрасль опережает прошлогодний график на 2,3%, хотя, если вывести за скобки Китай, картина выглядит совсем по-другому. В странах «остального мира» производство стали сократилось на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, а если не учитывать показатели Индии, спад составит 4,5%.
Не оправданный рыночной ситуацией подъем в китайской металлургической промышленности продолжает оставаться главной проблемой мирового рынка и причиной резкого падения цен в Восточной Азии, которое оказывает мощное влияние и на другие регионы. Причем, эта проблема пока не решается. По данным китайской металлургической ассоциации CISA, производство стали в стране в первой декаде мая выросло по сравнению с концом апреля и составило почти 2,2 млн. т. в день. Сейчас китайские сталелитейные компании вышли на беспрецедентный уровень выпуска в размере около 800 млн. т в год.
Китайские власти недавно объявили о намерении установить мораторий на ввод в строй новых мощностей, но и имеющегося объема более чем достаточно, чтобы взорвать рынок. За первые четыре месяца текущего года производство стали в стране увеличилось на 9,3% по сравнению с аналогичными показателями годичной давности, тогда как объем потребления в 2013 году, по самым оптимистичным прогнозам, прибавит не более 5%. В результате китайские металлурги форсируют экспорт и тем самым сбивают цены и себе, и своим конкурентам. Впрочем, благодаря падению цен на сырье, прежде всего, железную руду, большинство компаний в стране сохраняют приемлемый уровень рентабельности и поэтому не видят необходимости в выведении из строя избыточных мощностей.
Расширение экспорта благодаря падению курса национальной валюты в последние месяцы, а также некоторое оживление внутреннего рынка помогли преодолеть спад японским металлургам. В январе-апреле производство стали в стране возросло на 0,5% по сравнению с первыми четырьмя месяцами прошлого года. В то же время, в Корее и на Тайване, где валютные и макроэкономические факторы сложились менее благоприятно для металлургов, объемы выплавки упали.
Продолжается рост в Индии, где металлурги прибавили в январе-апреле 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако эти показатели были достигнуты, скорее, вопреки – снижению темпов экономического роста в стране, дефициту сырья и электроэнергии, бюрократическим препонам. В принципе, индийское правительство не отказывается от своей стратегической цели – доведения объема выплавки стали в стране до 200 млн. т к 2020/2021 финансовому году (апрель/март), но, очевидно, выполнить эту задачу без радикального улучшения предпринимательского климата в стране будет сложновато.
В большинстве стран мира металлургическая промышленность продолжает сокращать производство стали, хотя, судя по всему, в недостаточной степени, так как на рынке до сих пор наблюдается избыток предложения. Интересно, что один из наибольших показателей со знаком «минус» (спад на 7,3%) продемонстрировали США, несмотря на то что американская экономика считается самой благополучной в Западном мире. По мнению аналитиков, это сокращение вызвано реальным уменьшением спроса со стороны ряда отраслей, в частности, нефтегазодобывающей, а также стремлением дистрибуторов минимизировать складские запасы стальной продукции.
Европейские компании в январе-апреле выдали на 5,6% меньше стали, чем год назад. Таким образом, спад оказался менее серьезным, чем в США несмотря на углубление европейского экономического кризиса. Впрочем, в Евросоюзе есть и свои лидеры: выплавка стали в Великобритании в первые четыре месяца текущего года прибавила 41,4% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности благодаря выходу на плановую мощность меткомбината Teesside, который теперь поставляет слябы таиландской SSI, и возвращению в строй доменной печи на комбинате Port Talbot группы Tata Steel Europe. Без учета Британии производство стали в ЕС-27 упало на 7,8%.
Умеренное понижение зарегистрировано в январе-апреле в Турции: спад на 4,6% по сравнению с показателями годичной давности. Турецкая экономика, безусловно, пострадала от кризиса в Евросоюзе, который является ее крупнейшим торговым партнером. Кроме того, некоторые мини-заводы из-за дефицита и относительной дороговизны металлолома перешли на использование покупных полуфабрикатов. Увеличение поставок заготовок в Турцию стало, при этом, одним из факторов, способствовавших относительной стабильности функционирования украинской металлургии. Объем производства стали в Украине по итогам четырех месяцев уменьшился на 1,9% по сравнению с прошлым годом, тогда как в России – на 4,9%.
Судя по всему, для того чтобы ликвидировать избыток предложения на мировом рынке стали, необходимо более серьезное падение котировок на прокат, чем в настоящее время. Как показывает опыт предыдущих кризисов, только угроза значительных убытков может заставить металлургов приступить к остановке доменных печей и прокатных станов. Пока что подобную политику проводят, в основном, только группы, располагающие активами в странах Восточной Европы. В Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше, Словении, Греции выплавка стали в январе-апреле текущего года упала более чем на 15% по сравнению с показателями аналогичного периода годичной давности.