Олег Зайцев
Развитие металлургической промышленности Южной Кореи в последнее десятилетие характеризуется достаточной устойчивостью и стабильностью. Национальная сталелитейная отрасль в целом почти безболезненно преодолела кризис 2008-2009 годов, ежегодно увеличивая выпуск металла, а крупнейший национальный производитель стали корпорация Posco уже четвертый год подряд признается самой конкурентоспособной металлургической компанией мира.
Противоречивые оценки
Рывок, который совершила металлургическая отрасль Южной Кореи в последнее десятилетие, выглядит достаточно впечатляющим: если в 2000 году в стране было выплавлено около 43,1 млн. т стали, то в 2012-том – рекордные 69,3 млн. т, т.е. производство металла за этот период выросло почти на 65%. Высокие темпы роста развития национального сталелитейного сектора позволили Южной Корее прочно обосноваться на шестой позиции в рейтинге крупнейших мировых производителей стали и войти в первую пятерку экспортеров стальной продукции. В 2012 году Южная Корея увеличила экспорт стальной продукции на 5% до 30 млн. т, в то время как импорт снизился на 11%, до 21,3 млн. т. Таким образом, торговый профицит достиг рекордного для страны показателя в 9 млн. т. Объем поставок корейской стали за рубеж в текущем году оценивается на уровне 32 млн. т.
Наряду с расширением производства увеличивалось и внутренне потребление металла в стране, хотя в последние годы рост несколько замедлился. В частности, по разным оценкам, в текущем году спрос на стальную продукцию в Южной Корее может вырасти лишь на 1-2% до 54-56 млн. т в зависимости от того, насколько удастся местным властям стабилизировать ситуацию в основных отраслях: судостроении, автомобилестроении, машиностроении и строительстве.
«Я не вижу никаких оснований для роста спроса на сталь в текущем году. Что касается поставок, то здесь тоже не следует ожидать каких-либо улучшений: Китай по-прежнему продолжает наращивать производство проката. Корейцы, возможно, попытаются повысить стоимость своей продукции, чтобы компенсировать расходы, однако сделать это будет очень сложно», – говорит Пак Бюн Чил, аналитик сеульской инвестиционной компании IBK Securities.
Прогнозы, которые дают корейские и международные эксперты по части дальнейшего развития национальной металлургической промышленности, достаточно противоречивы. С одной стороны, в них преобладает пессимизм, связанный с негативными тенденциями в мировой экономике, уменьшением спроса на сталь в Китае и замедлением экономического роста в этой стране, а также падением курса японской иены, которое уже серьезно ударило по корейским экспортерам.
Дело дошло до того, что некоторые высокопоставленные чиновники в Сеуле заявляют о том, что риски обесценивания иены в последнее время «существенно выше», чем риски провокационных действий властей Северной Кореи. «Падение японской валюты только началось и будет продолжаться достаточно длительное время, нанося серьезный урон корейской металлургии, автомобилестроению и электронике. Мы, бесспорно, примем меры по борьбе со «слабой иеной», включая предоставление финансовой помощи наиболее уязвимым экспортерам корейской продукции», – заявил Ким Чун Су, председатель Центрального банка Южной Кореи (Bank of Korea).
С другой стороны, по мнению ряда аналитиков, некоторые факторы свидетельствуют о том, что стагнация металлургической отрасли Южной Кореи в обозримой перспективе вовсе не грозит. Так, по оценкам ряда экспертов, экономика страны в первом квартале текущего года показала самые высокие темпы роста за последние два года (1,5%). Конечно, этому в немалой степени способствовало принятие пакета мер по стимулированию национальной экономики в размере $15 млрд., которые будут направлены на покрытие налогового дефицита, помощь малым и средним предприятиям, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование рынка недвижимости и строительной отрасли в целом.
Вливание новых средств в корейскую экономику, как ожидается, даст возможность простимулировать и главные ее отрасли, потребляющие металл. Как известно, Корея является мировым лидером в производстве крупных морских торговых судов, танкеров, плавучих установок для добычи, хранения и выгрузки нефти и газа (floating production, storage and offloading system – FPSO) и глубоководных буровых судов, а местная металлургия исправно поставляет качественную сталь для их строительства.
Так, из 12 заказов, заключенных на сегодняшний день в мире на постройку сверхкрупных FPSO, ведущая корейская судостроительная компания Hyundai Heavy Industries выполняет семь, а Hyundai Heavy Industries – три. Доля местного оборудования и компонентов в южнокорейском производстве морских судов составляет 80%; из-за границы ввозятся в основном высокотехнологичные двигатели, бортовое электронное и навигационное оборудование.
На основе разработанного аналитиками Bank of Korea индекса судостроительного бизнеса (Shipbuilding Business Index) подготовлен отчет «Тенденции и прогнозы современного судостроительного рынка» (Recent Shipbuilding Market Trend and its Forecast), согласно которому в южнокорейской судостроительной промышленности после некоторого падения объема заказов в последние два года в 2014 году ожидается благоприятный рост. В первом квартале 2013 года Южная Корея продолжала лидировать на мировом рынке судостроения, получив заказы на постройку 60 судов стоимостью $7,9 млрд., хотя выигрывать конкурентную гонку у Китая корейским судостроителям становится все труднее и труднее.
Благоприятны прогнозы и по части дальнейшего развития автомобильной отрасли страны. В 2012 году Южная Корея сохранила пятое место в мире по производству автомашин, выпустив 4,55 млн. автомобилей. Положительная динамика в отрасли сохранится и в этом году. По данным экспертов корейской Ассоциации производителей продукции машиностроения (Korea Association of Machinery Industry), в 2013 году производство в этой отрасли возрастет на 5,1%.
Оздоровление ситуации на рынке недвижимости и реализация новых инфраструктурных проектов, как полагают местные специалисты, даст возможность восстановить стабильность национального строительного сектора. Все вышесказанное, как представляется, дает основания полагать, что металлургию Южной Кореи в целом ожидают благоприятные перспективы.
Самая дорогая, прибыльная и конкурентоспособная
Верят в это и в южнокорейском сталелитейном гиганте Posco, занимающем третье место в рейтинге крупнейших мировых производителей стали и имеющем 41 производственный актив в 14 странах мира. По результатам проведенного в феврале текущего года американской компанией World Steel Dynamics ежегодного опроса с участием топ-менеджеров 34 ведущих мировых металлургических компаний, Posco четвертый год подряд была признана самой конкурентоспособной сталелитейной компанией мира. В этом опросе фирмы оцениваются по 23 категориям, включая прибыльность, производительность, технологические инновации, финансовое состояние, доступ к сырью и др. Posco получила наивысший бал 7,76 из 10 возможных, обойдя занявшие соответственно второе и третье места российские компании НЛМК (7,33) и «Северсталь» (7,32).
Posco в последнее время проводит агрессивную политику по снижению расходов и сосредотачивает усилия на выпуске высококачественного автолиста и стальной продукции с высокой добавленной стоимостью, которая приносит компании 20% прибыли. С целью сокращения издержек компания в последние несколько лет продала или закрыла 24 непрофильных бизнес-подразделения, сократив их количество с 70 до 46.
В настоящее время Posco является самой прибыльной и дорогой металлургической компанией в мире с точки зрения рыночной капитализации, превосходя по этому показателю ArcelorMittal, Nippon Steel & Sumitomo и JFE Steel.
«Мы фокусируем наше внимание на производстве качественного автолиста и другой стальной продукции, используемой в строительстве объектов энергетической инфраструктуры. Таким образом мы стремимся ограничить перенасыщение глобального рынка дешевым китайским металлом низкого качества. Кроме того, за последний год мы внедрили в компании систему управления кризисными ситуациями с целью преодолеть рецессию в мировой сталелитейной отрасли. Приняты меры по сокращению расходов, повышению качества продукции, разработке новых технологий и повышения эффективности интеграции наших бизнес-подразделений. Нами аккумулированы опыт, технологические ноу-хау и передовые разработки в литье стали и обработке сырья за последние 40 лет в интересах создания самых передовых технологий в этой сфере», – говорит Чун Юн Ян, председатель правления и генеральный директор Posco.
Тем временем, Posco продолжает проводить активную политику и в части строительства новых металлургических предприятий как у себя в стране, так и за рубежом. В начале мая текущего года Posco, наконец, сделала еще один крупный шаг на пути реализации проекта по строительству металлургического завода в Индии стоимостью $12 млрд. и мощностью 12 млн. т в год, который компания пытается продвигать еще с 2005 года. Верховный суд Индии разрешил Федеральному правительству выдать Posco лицензию на добычу железной руды. Корейцы в течение восьми лет собирали все необходимые разрешения, скупали землю и ждали получения лицензии на добычу железорудного сырья, чтобы начать реализацию этого проекта.
По последним данным, корейская компания, якобы, сегодня уже не сталкивается в Индии с проблемами по закупке земли для строительства нового предприятия, поскольку этот вопрос удалось урегулировать с местным населением. По данным представителей Posco, если корейцам удастся выкупить оставшиеся земельные участки до конца текущего года, первая фаза металлургического завода может быть введена в эксплуатацию уже в 2018 году.
В 2014 году южнокорейский сталелитейный гигант планирует ввести в эксплуатацию металлургический комбинат Krakatau Posco стоимостью $6 млрд. – совместное предприятие с индонезийской компанией Krakatau. Строительство завода началось в июле 2011 года, а начало производства на нем намечено на середину 2014 года.
В целом же, как отмечают эксперты, Posco в настоящее время в качестве партнера участвует в реализации, по меньшей мере, пяти крупных сталелитейных проектов в различных странах Юго-Восточной Азии. По их данным, после ввода в эксплуатацию этих объектов производительность каждого из них будет варьироваться от 3 млн. до 10 млн. т в год, что даст возможность довести в ближайшее время мощности по выпуску стальной продукции в ЮВА до 100 млн. т.