Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Бизнес на чужой территории



Юго-Восточная Азия – один из наиболее емких рынков стальной продукции в мире. В 2012 году шесть стран АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Вьетнам) импортировали около 45 млн тонн готового проката и полуфабрикатов. Правда, в непосредственной близости от этого региона расположены три крупнейших в мире экспортера стали – Китай, Япония и Корея, так что неудивительно, что именно они безраздельно доминируют на этом перспективном рынке. Тем не менее даже в таких условиях украинские металлурги имеют в Юго-Восточной Азии свои ниши.
Проблемы региональной металлургии
В последние десятилетия страны Юго-Восточной Азии добились впечатляющих экономических успехов. Маленький, полностью лишенный полезных ископаемых, Сингапур благодаря эффективной государственной политике и уникальному географическому положению стал крупнейшим портом мира, одним из главных деловых и финансовых центров Азии и одним из мировых лидеров по уровню ВВП на душу населения. Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины заслужили прозвища "азиатских тигров". Пройдя через финансовый кризис 1997 года, они возобновили экономический рост, усиленно развивая экспортные отрасли. Уже в XXI веке к ним присоединился Вьетнам, поднявшийся благодаря проведению рыночных реформ по китайскому образцу.
Благодаря емким внутренним рынкам большинство стран региона успешно преодолели и кризис 2008-2009 годов. В прошлом году потребление стальной продукции в Таиланде возросло на 13,9% по сравнению с 2011, что представляет собой один из самых высоких показателей в мире. Во Вьетнаме и Индонезии рост составил соответственно 9,9 и 8,8%. Всего в шести странах АСЕАН видимый спрос на сталь в прошлом году, по данным регионального института чугуна и стали SEAISI, достиг рекордных 56,4 млн тонн, что на 7,6% больше, чем годом ранее.
При этом металлургия в странах АСЕАН развита относительно слабо. Совокупное производство стали в прошлом году составило в регионе менее 18 млн тонн, а проката – 25,5 млн тонн, на 2% меньше, чем годом ранее. Средний показатель загрузки существующих сталеплавильных мощностей оценивался SEAISI на уровне порядка 60%, а прокатных – всего около 40%.
Специалисты объясняют это, прежде всего, отсутствием адекватной сырьевой базы. Во Вьетнаме, Индонезии, Таиланде, Малайзии есть месторождения железной руды, но объемы добычи невелики. В Таиланде, региональном лидере в этой отрасли, они не превысили в 2010 году 1,8 млн тонн, в других странах показатели еще ниже. Запасами коксующегося угля в Юго-Восточной Азии обладает только Индонезия. Большинство сталелитейных предприятий в регионе используют в качестве сырья относительно дорогостоящий металлолом. Поэтому себестоимость выплавки стали в большинстве стран АСЕАН довольно велика. Часто выгоднее ввозить стальную продукцию, чем выпускать ее на месте. Кроме того, в Юго-Восточной Азии практически нет собственного производства высококачественного листового проката, используемого, прежде всего, в машиностроении. Эта продукция в страны региона тоже ввозится.
В 2012 году государства АСЕАН, по данным SEAISI, импортировали 36,9 млн тонн проката, на 8% больше, чем годом ранее, и порядка 8 млн тонн полуфабрикатов. Оба показателя – рекорды для региона. Крупнейшими импортерами стали Таиланд (примерно 11 млн тонн), Вьетнам (около 10 млн тонн) и Индонезия (более 8,5 млн тонн).
Правда, украинские металлургические компании в этом, увы, практически не участвовали. Более 50% поставок стальной продукции в страны АСЕАН пришлось на Японию и Китай, а третье и четвертое места с большим отрывом от остальных заняли Южная Корея и Тайвань.
Для Украины рынок Юго-Восточной Азии был одним из приоритетных в 1990 годы, когда в страны региона ежегодно отправлялись миллионы тонн полуфабрикатов, длинномерного и плоского проката. Все это внезапно прекратилось в середине прошлого десятилетия, когда Китай всего за три года превратился из крупнейшего в мире импортера стали в ведущего экспортера. Китайская стальная продукция, находившаяся в той же ценовой нише, что и украинская, оказалась дешевле благодаря меньшим затратам на доставку, и этот фактор стал решающим. Украинский экспорт арматуры и катанки в Юго-Восточную Азию полностью прекратился в 2005 году и с тех пор больше не возобновлялся (хотя до сих пор осуществляются поставки фасона). Снизились обороты и по другим товарным группам, за исключением заготовок.
В 2005 году на страны Восточной Азии (включая Южную Корею и Тайвань) пришлось около 10% украинского экспорта полуфабрикатов и 13,1% – горячего проката. И в том, и в другом случае валовой объем поставок составил немногим более 1 млн тонн. Семь лет спустя, в 2012 году, экспорт полуфабрикатов вырос до 1,18 млн тонн (включая Корею), но продажи горячего проката сократились до менее 250 тыс. тонн. Всего в страны региона в прошлом году было отправлено чуть меньше 1,5 млн. тонн стали, или 6,9% от всего объема внешних продаж. В первом квартале 2013 года экспорт составил 375 тыс. тонн, 6,6% от общего показателя.
Больше половины украинского экспорта стали в страны Восточной Азии представлено поставками полуфабрикатов в Индонезию. В прошлом году Украина отправила на этот рынок свыше 770 тыс. тонн данной продукции, став вторым по величине ее поставщиком после России. Кроме того, украинская толстолистовая сталь традиционно пользуется спросом в Сингапуре, а фасонный прокат – во Вьетнаме.
В этом году, когда под угрозой находятся поставки украинской стали на традиционные рынки Европы и Ближнего Востока, альтернативные рынки сбыта становятся особенно ценными. Однако могут ли украинские компании надеяться на увеличение экспорта в страны Восточной Азии, традиционную вотчину китайских, японских и корейских металлургов? Или же им, наоборот, нужно готовить себя к новым потерям? Нынешняя обстановка выглядит довольно сложной для отечественных сталелитейных компаний, однако отнюдь не безнадежной.
Слишком много свободы
Страны АСЕАН традиционно считались относительно открытыми в торговле стальной продукцией. Единственное исключение представляла Малайзия, проводившая достаточно жесткую протекционистскую политику. Однако в январе 2010 года АСЕАН заключила соглашение о создании зоны свободной торговли с Китаем, которое распространялось и на прокат. С этого времени поставки китайской стальной продукции в Юго-Восточную Азию резко подскочили.
Если в 2009 году доля Китая в региональном импорте составляла 10%, то по итогам 2012 она поднялась до примерно 30%. По данным китайской металлургической ассоциации CISA, в прошлом году на страны АСЕАН пришлась четверть национального экспорта стали, т. е. почти 14 млн тонн. Сейчас в Китае наблюдается перепроизводство стальной продукции, поэтому местные компании наращивают поставки за рубеж, а Юго-Восточная Азия является для китайцев одним из основных рынков. Вьетнамцы уже жалуются на то, что в первые четыре месяца текущего года в страну поступило 3,5 млн тонн стальной продукции, преимущественно, китайского происхождения. Большую обеспокоенность выражают и представители других стран региона.
В начале текущего года национальные металлургические ассоциации шести стран АСЕАН обратились к правительствам своих государств с настоятельной просьбой о пересмотре соглашения о свободной торговле с Китаем и исключения из него стальной продукции. Больше всего металлургов возмущает то, что, в отличие от японцев, специализирующихся на поставках высококачественного плоского проката, китайцы отправляют в Юго-Восточную Азию коммерческую продукцию, прямо конкурируя с местными производителями. В частности, в прошлом году более чем вдвое выросли поставки арматуры и катанки. При этом на долю строительной отрасли в 2011 году приходилось 63% потребления проката в странах АСЕАН, так что неудивительно, что большая часть местных мощностей представлена именно длинномерной продукцией.
Пока же в ряде стран инициированы антидемпинговые расследования, которые затрагивают не только китайцев, но и других поставщиков проката. В частности, в Индонезии уже введены антидемпинговые пошлины на холодный прокат из Китая, Японии, Кореи, Тайваня и Вьетнама и китайскую толстолистовую сталь. Малайзия ограничила импорт катанки из пяти стран, включая Китай. В Таиланде проводятся два расследования – по катанке и легированному горячему прокату. К последней категории относится большая часть экспорта китайских горячекатаных рулонов. Китайские компании традиционно добавляют в свою сталь микродозы бора, чтобы получить право на частичный возврат экспортного НДС, которое распространяется только на продавцов легированной стали.
В принципе, если страны АСЕАН введут пошлины на китайскую продукцию, на региональном рынке образуются свободные ниши, на которые могут претендовать и украинские компании. Благодаря спаду на рынке морских перевозок затраты на фрахт сейчас относительно низки. Правда, сильную конкуренцию отечественным металлургам могут составить поставщики из таких стран, как Индия, Тайвань, Корея и, особенно, Япония. Курс иены за последние семь месяцев упал на 20% по отношению к доллару, поэтому японцы могут продавать свой прокат весьма дешево.
Впрочем, ряд стран АСЕАН планируют развивать собственную металлургию. В Индонезии в январе 2014 года ожидается ввод в строй первой очереди меткомбината, который строится корейской компанией Posco совместно с индонезийской Krakatau Steel. Мощность предприятия составит на первых порах 3 млн тонн в год с последующим расширением до 6 млн тонн в год. Также Posco намерена построить заводы по выпуску оцинкованной стали в Индонезии и Таиланде.
Несколько новых предприятий до конца этого года будут построены во Вьетнаме, в итоге совокупные национальные мощности по выплавке стали превысят 11 млн тонн в год (правда, хорошо, если они будут использоваться хотя бы наполовину). Кроме того, во второй половине текущего десятилетия в стране могут появиться собственные производители горячекатаных рулонов с производительностью в миллионы тонн в год. Как минимум, один такой проект (тайванской группы Formosa Plastics) находятся в начальной стадии.
Таким образом, на рынке горячего проката Юго-Восточной Азии украинские предприятия могут рассчитывать только на временное улучшение условий поставок, если страны АСЕАН воздвигнут барьеры перед китайскими металлургами, то региональный рынок заготовок выглядит более устойчивым. Характерно, что практически все проекты по созданию новых металлургических предприятий в Юго-Восточной Азии (за исключением большинства вьетнамских) предусматривают налаживание выпуска плоского проката, тогда как производить заготовки не стремится сейчас почти никто. В этом секторе и так наблюдается избыток мощностей, которые в значительной степени не используются. Можно предположить, что в таких странах, как Таиланд, Индонезия и Филиппины, в ближайшие годы сохранится высокий спрос на длинномерные полуфабрикаты.
Правда, именно сейчас данный рынок сталкивается с серьезными проблемами. Из-за экспансии китайских производителей арматуры и катанки на внешние рынки и спада в строительной отрасли в некоторых странах региона в Восточной Азии образовался избыток мощностей по выпуску длинномерной продукции. Ряд заводов в Японии, Корее, Вьетнаме и на Тайване пытаются в связи с этим перейти к экспорту заготовок. Все они ожесточенно конкурируют друг с другом и с традиционными российскими поставщиками. В конце мая цены на заготовки в Юго-Восточной Азии упали до 515-535 долл./тонн CFR, что делает украинскую продукцию неконкурентоспособной или требует от отечественных экспортеров слишком уж больших уступок. Судя по всему, депрессия в этом секторе может продлиться до начала осени.
Таким образом, в ближайшие месяцы украинские металлурги вряд ли смогут расширить поставки своей продукции в страны Юго-Восточной Азии. Тем не менее в более отдаленном будущем на этом рынке могут возникнуть новые возможности. Надо будет их только вовремя заметить и не пропустить.
Виктор Тарнавский

Минпром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2374.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru