Виктор Тарнавский
Европейская металлургическая отрасль, на протяжении последних пяти лет находящаяся в глубоком кризисе, наконец-то, получила поддержку со стороны властей Евросоюза. Европейская комиссия 11 июня обнародовала «План действий по стали» (EU Steel Action Plan), подготовленный под руководством еврокомиссара по промышленности Антонио Таяни.
Как указывают авторы «Плана действий», металлургическая промышленность играет важную роль в региональной экономике. Даже сейчас, после без малого пяти лет кризиса, в ней занято около 360 тыс. человек – более 1,2% от общего числа занятых в европейской индустрии. Объем выплавки стали в ЕС составил в прошлом году немногим менее 170 млн. т, а совокупный объем продаж компаний сектора оценивается примерно в 150 млрд. евро.
Между тем, отрасль находится на спаде. Реальное потребление стальной продукции в ЕС в 2012 году было на 27% меньше, чем в докризисном 2007-ом. Производство стали снизилось в прошлом году на 4,5% по сравнению с 2011 годом, а по итогам первых четырех месяцев текущего года спад составил 5,6%. Избыток мощностей в отрасли оценивается, по меньшей мере, в 30-50 млн. т в год.
Как отмечается в «Плане действий», из-за высокой стоимости сырья, природного газа и электроэнергии затраты европейских металлургических компаний выше, чем у их конкурентов. В частности, средняя себестоимость выплавки тонны стали в доменных печах в ЕС составляет $505 в Восточной и Центральной Европе и $507 в Западной. Это примерно соответствует показателям США ($504) и Украины ($503), но на 28% превышает затраты российских компаний ($396 на т стали). Еще больший разрыв, достигающий 33-42%, отмечен в себестоимости производства горячего проката в ЕС и России. В то же время, выплавка стали в западноевропейских электродуговых печах обходится только на 19% дороже, чем в Бразилии и на 14% – чем в Украине.
Достаточно серьезной проблемой для европейских металлургов являются так называемые регуляторные затраты, вызванные необходимостью выполнения европейского законодательства – в частности, в области охраны окружающей среды. В принципе, сами по себе они невелики – немногим менее 10,7 евро за тонну стали у предприятий, оснащенных доменными печами и 17,4 евро за т у мини-заводов, но из-за низкой прибыльности большинства компаний отрасли в 2011-2012 году эти расходы достигали порядка 30% от среднего показателя EBITDA в пересчете на тонну выплавленной стали.
Итак, проблемы отрасли ясны. Но как же их решать? В преамбуле нынешний «План действий» сравнивается с Планом Давиньона от 1977 года, последней по времени антикризисной программой Евросоюза в металлургической промышленности. Однако на самом деле между этими программами, разделенными 36-летним промежутком, нет ничего общего, кроме проблем, которые они были призваны решать.
В середине 70-х европейская металлургическая отрасль столкнулась с сильнейшим кризисом перепроизводства, вызванным падением спроса на прокат в регионе после нефтяных шоков, и резким падением цен. Член Еврокомиссии от Бельгии Этьен Давиньон предложил усилить государственное вмешательство в отрасль. Предусматривалось, в частности, регулирование цен, установление квот на выплавку стали в странах ЕС, проведение скоординированной государственной политики по закрытию устаревших заводов и поддержке конкурентоспособных, финансирование программ переквалификации для сотрудников ликвидируемых предприятий, стимулирование слияний и поглощений и ряд других мер. Эта программа не была выполнена полностью и открыто саботировалась в некоторых странах, но она все же помогла отрасли пережить кризис и стать более конкурентоспособной на мировом уровне.
«План действий» от 2013 года составлен с позиции современного либерального капитализма. В нем не предусмотрено никаких обязательных мер, только рекомендации правительствам по смягчению социальных последствий закрытия металлургических предприятий и ряд благих пожеланий – в частности, в отношении проблемы высоких затрат на электроэнергию и газ – важнейшей для европейских металлургов.
В документе констатируется, что политика Евросоюза, направленная на сокращение выбросов углекислого газа и всемерное стимулирование «зеленой» солнечной и ветряной энергетики приводит к росту тарифов на электроэнергию в кратко- и среднесрочном плане. Однако все, что может предложить по этому поводу Еврокомиссия, – это посоветовать странам-членам найти возможность снижения затрат на субсидирование «зеленых» тарифов для компаний энергоемких отраслей. Постулируется, что сокращению на цен на газ и тарифов на электроэнергию будет способствовать создание единого конкурентного энерго- и газового рынка в масштабах всего Евросоюза. Это так, но для этого нужна соответствующая инфраструктура, затраты на строительство которой оцениваются в сотни миллиардов, а то и в триллионы евро.
Программа уделяет немалое внимание внешнеторговым вопросам. К счастью для отечественных металлургов, для которых ЕС является одним из крупнейших рынков сбыта, в ней содержатся только призывы к обеспечению максимально свободной торговли сталью и металлургическим сырьем в мировом масштабе. При этом, Россия названа в качестве одной из стран, препятствующих экспорту сырья (очевидно, таковой можно признать и Украину, де-факто прекратившую вывоз металлолома). Также Еврокомиссия обещает принять меры против демпинга и незаконного стимулирования экспорта стальной продукции, однако весь пафос этого раздела направлен против Китая.
Правда, в «Плане действий» также указано, что Европейская комиссия будет выступать за разработку и внедрение международных стандартов в области защиты окружающей среды и борьбы с неблагоприятными климатическими изменениями. Очевидно, европейские власти пока не готовы вводить санкции против иностранных компаний, не придерживающихся европейских стандартов, но в документе заявляется о намерении защитить интересы региональных металлургов, конкурентоспособность которых на мировом рынке страдает из-за необходимости выполнения более жестких требований в ЕС.
В целом, большинство специалистов отнеслись к «Плану действий» без особого энтузиазма, отметив, что в нем отсутствуют какие-либо конкретные предложения, направленные на решение таких актуальных проблем, как избыток мощностей в отрасли, падение спроса и ограниченный доступ к финансированию. Таким образом, в ближайшие месяцы в европейской металлургической отрасли, очевидно, не произойдет никаких существенных изменений. Правда, заявлено о создании новой Группы высокого уровня, которая должна будет отслеживать ход выполнения рекомендаций, указанных в «Плане действий», но свои выводы и предложения она представит не раньше, чем через год.