Как спасают европейскую металлургию: уроки для Бойко и Короленко



Вчера Еврокомиссия опубликовала План действий в отношении сталелитейной отрасли ЕС (Steel Auction Plan). По своему наполнению документ сильно отличается от подобных Меморандумов и Стратегий, принимаемых украинскими чиновниками. Если Брюсселю удастся реализовать большую часть предлагаемых мер, у европейской металлургии больше шансов на выживание, чем у ГМК Украины.
Еврокомиссия разрабатывала Программу реанимации метотрасли почти четыре месяца. В середине февраля европейские политики попросили стальные компании отложить планы по закрытию мощностей до тех пор, пока в июне не будет презентован Steel Auction Plan. Инициаторами стали министры промышленности Бельгии, Франции и Люксембурга – страны, в которых ArcelorMittal с огромным резонансом останавливала предприятия.
Стоит отметить, что это первая всеобъемлющая попытка ЕК заняться проблемами металлургии с 1977 г., когда был принят План Давиньона (бельгийский дипломат), предусматривающий регулирование стальных цен, координацию господдержки со стороны национальных правительств, а также закрытие устаревших заводов, поощрение слияния компаний и предоставление финансирования со стороны ЕС на переподготовку излишней рабочей силы сталелитейной промышленности. Сейчас же Программа реанимации решает почти аналогичные задачи другими способами, которые представил еврокомиссар по промышленности Антонио Таяни.
Что предлагается
Так, Брюссель обязался как можно быстрее устранить нестыковки и «узкие места» в законодательной базе, негативно влияющей на конкурентоспособность стальной отрасли. Кроме того, обещано разобраться с манипуляциями НДС при продажах металлопродукции и ускорить стандартизацию новых продуктов.
Большинство критиков плана назвали его главным слабым местом вопрос избыточных метмощностей, которые оцениваются ЕК в 80 млн. т при производственном потенциале в 217 млн. т. В начале июня президент европейской стальной ассоциации EUROFER Вольфганг Эдер предостерегал, что европейские меткомпании рискуют уничтожить отрасль, если не закроют избыточные мощности для предотвращения падения стальных цен. При этом, по его словам, политики и профсоюзы должны уважать решение собственников компаний при закрытии заводов.
В то же время, очевидно, что Брюссель не склонен к закрытию мощностей и надеется на восстановление спроса на сталь, как минимум в среднесрочной перспективе. По оценкам ЕК, на автопром и строительство приходится порядка 40% совокупного стального потребления в Европе. Именно эти отрасли еврочиновники и будут стимулировать. Например, за счет программы «CARS 2020 Action Plan» или инициативы «Sustainable Construction». Впрочем, в самой Еврокомиссии признают, что если не закрывать мощности, спрос начнет соответствовать производственному потенциалу только через 5-7 лет.
Объемный пункт в Программе получился по либерализации торговли. В частности, указываются две проблемы: тарифные и нетарифные ограничения при экспорте европейской стали и пошлины при импорте сырья (желруда, лом) на территорию ЕС. С этими явлениями нечестной конкуренции ЕК обещает бороться дипломатическими способами.
Чрезвычайно важными разделами в Плане спасения для металлургов выступают снижение затрат на энергоносители (40% в себестоимости стали) и сокращение квот на выбросы CO2. По первому пункту Еврокомиссия обязалась координировать политику стран-членов в этом вопросе, а также стимулировать переход производителей на альтернативные источники энергии. В то же время, Немецкая стальная федерация (Wirtschaftsvereinigung Stahl) уже назвала этот момент «неясным».
Удалось металлургам уговорить европейских политиков приостановить ужесточение квот на выбросы CO2. Главным лоббистом этого пункта выступал EUROFER, который утверждал, что без технологического прорыва (особенно на фоне кризиса) соответствовать новым стандартам невозможно. Поэтому придется «резать» мощности, чего так не хотела бы Еврокомиссия.
«Steel Auction Plan – это хорошая начальная точка, но еще много работы впереди, чтобы сектор выиграл от наших предложений», - подытожил документ генеральный директор EUROFER Гордон Моффат.
Мы идем своим путем
Стоит отметить, что при подготовке Программы большинство европейских меткомпаний (около 70% членов EUROFER) выступили против предоставления субсидий проблемным сталепроизводителям. «Существуют компании, которые выполнили свое домашнее задание: внедряли инновации, проводили реструктуризацию, выполняли экологические нормы. А есть те, кто не делал этого. Я думаю, что будет политически неправильно поддерживать последних», - рассказывал В.Эдер.
Европейский план резко контрастирует с украинскими подходами к помощи ГМК, краеугольным камнем которой трацдионно является предоставление льгот и преференций. Уже многократно говорилось о том, что «украинский путь», по сути, ведет в никуда, поскольку решает лишь сиюминутные задачи компаний, а не способствует реструктуризации и повышению конкурентоспособности отрасли.
Подготовка Меморандума ГМК Украины с Кабмином уже вышла на финишную прямую (подпишут через неделю-две), и главный вопрос переговоров – объем финансовой помощи (возмещение НДС, льготы на тарифы естественных монополий и т.д.). Все остальные вопросы в документе уходят на второй план и создают «дымовую завесу» в тексте Меморандума.
Тут уместно упомянуть, что в Steel Auction Plan отдельными пунктами выступают проблема переквалификации и поиска нового места работы для уволенных металлургов в результате закрытия производств, а также финансирование R&D-разработок в стальном секторе (упрощение доступа к кредитам под такие проекты). В то же время, правительство Украины вообще не видит необходимости заниматься внедрением НИОКР и ставит задачу меткорпорациям не увольнять работников, хотя сокращения на предприятиях неминуемы в любом случае (явным или скрытым способом).
Отдельно стоит сказать о EUROFER, который фактически шел в авангарде европейских металлургов по продвижению интересов отрасли в кулуарах Еврокомиссии. А вот чем занимается наш «Металлургпром», кроме «подноса снарядов» в виде статистики и перепечатывания одних и тех же идей из ранее составленных документов, тайна сия велика есть.

УГМК.инфо
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2397.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru