Игорь Жигир
В 1-м квартале текущего года лидирующие позиции по приросту ВВП сохраняют страны Средней Азии, причем не только богатые углеводородами Туркменистан и Узбекистан, но и обделенные этим сырьем и наиболее бедные по уровню жизни Кыргызстан и Таджикистан.
Рост ВВП в Узбекистане в 2012 г. составил 8,2%, промпроизводства - на 7,7%. Инвестиции в основной капитал выросли на 11,6% и составили 22,9% ВВП, объем стройработ увеличился на 11,5%. Построены и сданы в эксплуатацию 80,5 тыс. домов или 82,4 тыс. квартир общей площадью 10162,2 тыс.кв.м. (+10% к 2011 г.). В 2012 г. производство в машиностроении и металлообработке выросло на 12,4%.
Внешнеторговый оборот Узбекистана за 2012 г. составил $26,286 млрд., на 0,9% больше 2011 г. Позитивное сальдо составило $2231,1 млн. Энергоносители традиционно составляют основу экспорта – их доля в общем объеме составила 35% в 2012 г. На долю черных и цветных металлов в экспорте пришлось 7,4%, машин и оборудования – 6,4%. Основными статьями импорта оставались машины и оборудование, их доля в импорте - 45,4%. Доля черных и цветных металлов – 7,8%.
Согласно прогнозу АБР и ЕБРР, рост ВВП Узбекистана в 2013 г. замедлится до 7,5%. Правительство ставит задачу обеспечить рост экономики на 8%, прежде всего за счет роста промышленности на 8,4%.
За счет Фонда реконструкции и развития в 2013 г. будет профинансировано 34 проектов на $780 млн., в первую очередь совместных с иностранными партнерами объектов. Ключевыми приоритетами является расширение строительства индивидуальных домов в сельской местности по типовым проектам. На 2013 г. предусмотрено увеличить их строительство до 10 тысяч, увеличив финансирование на 54%.
В рамках развития дорожно-транспортной инфраструктуры планируется реализация таких проектов как электрификация ж/д участка Мараканд-Карши протяженностью 140 км, Карши-Термез протяженностью 325 км, а также модернизация подвижного состава.
К 2016 г. Узбекистан планирует построить железнодорожную линию протяженностью 125 км Андижан-Пап, которая свяжет три области на востоке (Андижанская, Наманганская и Ферганская) с остальной частью страны. Предварительная стоимость проекта - $1,9 млрд.
На строительство и реконструкцию порядка 526 км автомобильных дорог Узбекистан в 2013 г. направит свыше 1,2 трлн. сумов (около $579 тыс.).
В энергосекторе планируется реализовать проекты строительства Туракурганской ТЭС мощностью 900 МВт(стоимость – $1 млрд.), двух парогазовых установок на Талимарджанской ТЭС общей мощностью 900 МВт, парогазовой установки на 370 МВт на Ташкентской ТЭС, энергоблока на 130-150 МВт на Ангренской ТЭС, новых генерирующих мощностей в Ферганской долине, высоковольтных ЛЭП, соединяющих Сырдарьинскую ТЭС с Ново-Ангренской ТЭС, строительство внешнего энергоснабжения Устюртского газохимического комплекса и другие. В сфере водоснабжения и канализации к 2020 г. планируется реализовать проекты по модернизации общей стоимостью $4,32 млрд.
В последние 5 лет ежегодный прирост инвестиций в Узбекистане превышает 9%. В экономику страны активно вкладываются азиатские инвесторы. Консорциум южнокорейских компаний Daewoo и Hyundai проводит модернизацию Талимарджанской ТЭС, часть финансирования предоставляет Японское агентство по международному развитию.
В 2013 г. в стране ожидается рост стального потребления на 10%, до 1,07-1,08 млн. т. В структуре внутреннего спроса порядка 51% приходится на длинномерный прокат, остальное – лист.
Отметим, что ведущим потребителем металлопроката в машиностроении страны является GM Uzbekistan. Основным поставщиком проката на предприятие является «Северсталь». Кроме того, прокат в Узбекистан поставляют также КНР, Казахстан, Южная Корея и Украина.
Две третьих внутреннего спроса на длинномеры обеспечивает «Узметкомбинат» - единственное в регионе стальное предприятие, работающее на ломе. В 2012 г. комбинат увеличил производство стали на 0,4%, до 736 тыс. т, проката – до 710 тыс. т (+0,1%).
В Туркменистане рост ВВП в 2012 г. составил 11,1% - благодаря госинвестициям, сильному внутреннему потребительскому спросу и внешнему спросу на углеводородное сырье со стороны Китая и Ирана.
По оценкам ЕАБР, реализация инвестиционной политики, направленной на диверсификацию экономики через модернизацию производства и формирование новых отраслей (химической и легкой промышленностей, производство строительных материалов) и подразумевающей инфраструктурное строительство, способствовала росту инвестиций в основной капитал на 38%. Темпы роста внешнеторгового оборота по сравнению с 2011 г. составили 126%.
По прогнозам МВФ, рост реального ВВП в 2013 г. составит 8%. Согласно данным UNCTAD, Туркменистан входит в первую десятку стран в индексе привлечения прямых иностранных инвестиций. По итогам 2012 г. объем инвестиций в сравнении с 2011 г. вырос на 38%.
Активно проводится диверсификация направлений поставок газа и включения в систему международных транспортных коридоров. Ключевые проекты - строительство газопровода «Восток-Запад» протяженностью 800 км и пропускной способностью 30 млрд. куб. м, призванного «закольцевать» крупнейшие месторождения, и транснациональный газопровод ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) мощностью 33 млрд. куб. м, который протянется от месторождения «Галкыныш» до границы Индии с Пакистаном.
Продолжается реализация проекта транснациональной железной дороги «Север – Юг» (Казахстан – Туркмения – Иран). В текущем году открыт туркменско-казахстанский участок, идет строительство туркмено-иранского. Магистраль протяженностью 1000 км обеспечит выход грузопотоков с сухопутных к морским путям в регион Персидского залива.
В 2013 г. подписан меморандум о взаимопонимании в отношении проекта строительства железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан, строительство которого, при условии решения вопросов финансирования, может быть начато уже в 2014 г.
Согласно Концепции развития электроэнергетики на 2013-20 гг., планируется строительство 8 газотурбинных электростанций, реконструкция трех электростанций, а также сооружение высоковольтных ЛЭП. В целом в развитие электроэнергетической отрасли до 2020 г. предусмотрено инвестировать свыше $5 млрд.
В 2013 г. в Туркмении ожидается рост металлопотребления на 20% – до 650 тыс. т. Это на 90% сортовая продукция. С 2009 г. в стране работает свой производитель стройпроката – Туркменский МЗ, с мощностями по выпуску 160 тыс. т арматуры, уголка и швеллера. Основные поставщики импорта в страну – Россия, Иран, Турция и Украина.
Зафиксированный в 2012 г. спад в экономике Кыргызстана (0,9%), стал следствием проблем в работе золотодобывающего предприятия «Кумтор», на которое приходится около 20% промпроизводства страны, и спада в сельском хозяйстве из-за плохого урожая зерновых.
По прогнозам Евразийского банка развития (ЕАБР), в текущем году ВВП увеличится на 7,9%. По оценкам Азиатского банка развития (АБР), в 2013 г. рост ВВП составит 5,5%. Росту экономики будут способствовать повышение золотодобычи и инвестиций в энергопроекты и проекты транспортной инфраструктуры, главным образом из России и КНР.
За 4 мес. 2013 г. прирост ВВП Кыргызстана составил 8,2%. Производство промпродукции выросло на 19%, в т.ч., в обрабатывающей промышленности - 26,7%, в металлургии – 43,7%.
Металлопотребление в республике во многом зависит от темпов развития горнодобывающей отрасли, транспортных коридоров и энергетики. В 2014 г. будут введены в эксплуатацию несколько крупных месторождений по добыче золота, меди, коксующегося угля. Есть большой потенциал разработки редкоземельных металлов.
В энергосекторе с РФ заключены межправительственные соглашения о строительстве и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1, а также Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Сотрудничество с Россией, Казахстаном и Беларусью будет интенсифицировано в случае вступления Кыргызстана в Таможенный союз, подготовка к которому началась в 2012 г.
В числе крупнейших проектов с КНР – реабилитация за счет китайского кредита в $130 млн. дорог Ош-Баткен-Исфана и Бишкек-Балыкчи. Кроме того, Китай построит в Кыргызстане заводы по производству цемента, переработке картофеля и сухого молока.
Пока неясны перспективы строительства на территории страны участка железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. В республике заявляют, что основные затраты по осуществлению проекта (стоимость $6 млрд.) должна нести КНР как наиболее заинтересованная в нем.
В инфраструктурном секторе приоритетами остаются необходимость восстановления и поддержания водоснабжения и водоотведения городов – в частности, обеспечение поставок питьевой воды и очистки сточных вод. Ряд проектов, запланированные к реализации в г. Ош и Джелалабад, будут профинансированы за счет ЕБРР и международных доноров.
С учетом ожидающегося роста экономики и реализации металлоемких проектов потребление в Кыргызстане в 2013 г. может вырасти на 5% и превысит 220 тыс. т (около 210 тыс. т в минувшем году). Практически весь объем проката импортируется из России, Казахстана и КНР. В структуре потребления 55-60% приходится на лист, остальное – сорт.
Рост ВВП Таджикистана в 2012 г. составил 7,5%, промпроизводства – 10,4%. В то же время, основным источником финансирования внутреннего спроса остаются денежные переводы трудовых мигрантов (до половины ВВП). По оценкам ЕАБР, возможности роста существующей модели экономики ограничены, стране необходимо проведение структурных реформ, улучшение инвестклимата, и стимулирование внутренних инвестиций. К устойчивому экономическому росту приведут более диверсифицированная промышленность и сельское хозяйство, а также процветающий и инновационный частный сектор. Стратегической задачей является решение проблемы нехватки электроэнергии в зимний период (Таджикистан сильно зависит от гидроэнергетики, объем выработки энергии которой в течение холодных месяцев резко снижается). Инфраструктура отрасли сильно устарела и в результате многолетнего недофинансирования нуждается в обширной реконструкции. Часть необходимых для этого средств выделяется ЕБРР и ЕС, в частности, на реконструкцию Каракумской ГЭС, расположенной на севере страны.
По прогнозам АБР, рост ВВП в стране составит 6,5% в 2013 г. В первом квартале текущего года ВВП вырос на 7,3%, промпроизводство – на 5,5%. В начале года ряд крупных предприятий, в частности «Таджикская алюминиевая компания» работали не в полную мощность в связи с нехваткой газа. Вероятно, рост в отрасли будет и далее замедляться, поскольку производственные мощности продолжают стареть, а энергетические проблемы усугубляться. Алюминий и хлопок по-прежнему доминируют в производстве и экспорте страны.
В транспортном секторе в настоящее время реализуются 11 проектов на общую сумму более $1,1 млрд. В числе реализуемых проектов входит – строительство железной дороги Вахдат-Яван, планируется строительство железной дороги до Нижнего Пянджа, которая в будущем соединит республику с афганскими, туркменскими и иранскими железными дорогами. В марте 2013 г. в Ашхабаде подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по проекту строительства железной дороги «Туркменистан-Афганистан-Таджикистан».
В 2013 г. внутреннее потребление увеличится на 20% и составит 180 тыс. т. Соотношение длинномерной и плоской продукции составляет 55:45. На сегодня весь потребляемый в стране прокат импортируется – преимущественно из России, КНР, Ирана и Казахстана.
В числе крупных инвестпроектов, реализуемых в Таджикистане китайскими инвесторами – строительство метзавода в Гиссарском районе, где будет производиться арматура, профили швеллеры, проволока и другие виды стройпроката. Мощность производства, которое будет работать на ломе – 150 тыс. т (на 1-м этапе), запуск запланирован на конец 2013 г. Кроме того, существует проект ООО «Горнопромышленная компания Таджикистана и Китая» по строительству метзавода в Согдийской области, в которое может быть вложено $500 млн.
В настоящее время в республике мини-заводы производят 14 тыс. т арматуры, в то время как потребности внутреннего рынка составляют более 100 тыс. т. Для строительства объектов, в частности, ГЭС, которые числятся в списке стратегических объектов, арматура импортируется.